Рефераты. Специальная педагогика и специальная психология

Вопросы могут быть заданы не только в устной, но и в письмен-ной форме, что позволит работать над развитием не только устной, но и письменной речи учащихся. Например, к уроку, на котором учитель ставит своей целью повторить и закрепить пройденное, он подготавливает ряд вопросов, связанных между собой общей те-мой. В этом случае работа на уроке может проводиться в несколь-ких вариантах:

учитель спрашивает устно и требует устных ответов от учеников;

пишет вопросы на доске и требует ответов в устной или письменной форме;

раздает вопросы (на отдельных листках) ученикам, дает определенное время на обдумывание и требует ответы на них.

Ответ ученика на поставленные вопросы должен обнаруживать:

понимание им вопросов;

умение логически построить свой ответ, используя активный словарь;

объем знаний ученика по данному предмету.

Вопрос учителя в значительной мере предопределяет ответ ученика, являясь лексической подсказкой, но в условиях специ-альной школы даже правильно сформулированный вопрос учите-ля не всегда предрешает правильность ответа учащегося.

Учитель должен очень внимательно относиться к ответу уче-ников и не оставлять без исправления ни одной допущенной ошибки или неточности. Умственно отсталые дети часто готовы ограничиться однословными ответами утвердительного или отрицательного характера. Необходимо, чтобы ученик отвечал раз-вернутой фразой с использованием лексики вопроса. Задача учи-теля заключается в том, чтобы научить ребенка вести беседу, пра-вильно строить свое сообщение или рассказ, исчерпывающе под-робно отвечать на поставленный вопрос.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из дейст-венных методов овладения учебным материалом. Умения и навы-ки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основное внимание при использовании этого метода обучения Уделяется следующим требованиям:

- каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается;

- учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выпол-нению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, за-дание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо прове-рить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ог-раничиваться только указанием на страницу, на которой находит-ся учебная статья, правила и т. п., учащиеся должны ясно пред-ставлять себе характер работы: какой материал нужно воспроиз-вести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с кни-гой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить ра-боту по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и система-тизацию имеющегося у детей опыта, с другой - учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Демонстрация объекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом. Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессе объяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует его изображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случае активность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятся ярче.

Первые демонстрации, с которыми учитель обращается к учащимся, - это демонстрации натуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий учащихся об окружающем мире. Внимание детей следует обращать не только на новые, незнакомые им объекты, но и на объекты, достаточно хорошо известные. В последнем случае используется метод наблюдения, которое предшествует изучению объекта. Предлагая ребенку определенную последовательность изучения объекта, мы способствуем развитию у ученика мышления (например, логического).

Работа по развитию круга элементарных представлений на основе исследования объекта значительно обогащает чувственный опыт умственно отсталых учащихся, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Важно, чтобы ученики не начинали говорить раньше, чем у них сложится яркое, разно-стороннее представление об изучаемом предмете. Поэтому связ-ная передача впечатлений откладывается на более поздний мо-мент урока. Тогда ученикам можно задать напоминающие и сис-тематизирующие вопросы.

От демонстрации натуральных объектов следует переходить к I демонстрации моделей. Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей - игрушки. Демонстрацию натуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом у ребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью.

Следующий этап - это переход от работы с отдельными пред-метами к работе с группой предметов. Здесь важно установить отношения между элементами наблюдаемого объекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами «впе-реди», «позади»,«слева», «сверху» и т. д.

К демонстрации как методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:

демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

учитывая особенности внимания умственно отсталых детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;

каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;

словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;

необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулировать итоги наблюдений.

В настоящее время в школах широко используются различные технические средства обучения, с помощью которых можно про-сматривать кино- и диафильмы, слайды и т. п. Такая демонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит до-полнительным источником информации. Однако необходимо пом-нить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми понятиями. Поэтому при анализе впечатлений и формировании представлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лаборатор-ных работ в специальной школе - это развитие навыков самостоя-тельной работы учащихся и их наблюдательности. Формы приме-нения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными. Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснован-ные выводы. Второй вид лабораторных работ - это подтверждение формулированных учителем правил, положений, выводов.

Экскурсии - это довольно распространенный метод обучения в специальной школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений. Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.

4. Совершенствование содержания образования в специальной (вспомогательной) школе.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984) вызвала необходимость в совершенствовании структуры вспомогательной школы и содержания образования в ней.

Обязательное обучение во вспомогательной школе завершает-ся IX классом. I--IV классы должны были обеспечить формирова-ние и развитие первоначальных навыков чтения, письма, счета, элементарных трудовых навыков и умений, нравственное воспи-тание; V-IX классы - элементарное обучение образовательным предметам, трудовое и профессиональное обучение, воспитание гражданских и нравственных качеств личности. Изменение сроков обучения позволило увеличить количество учебного времени по основным учебным предметам, предусмотреть трудовую практи-ку, общественно полезный и производительный труд. Произошло Усовершенствование программ вспомогательной школы. Они ос-вободились от усложнений, второстепенных сведений, учебный материал перераспределен по годам обучения. Усилена личност-ная направленность учебного материала, обращено внимание на совершенствование межпредметных связей.

Наряду с этими достижениями продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания обучения во вспо-могательной школе, его практическая апробация путем создания и использования альтернативных учебных планов, программ ц учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, вос-питания и подготовки к жизни учащихся вспомогательных школ. Но как бы ни были значимы мероприятия по совершенствованию работы вспомогательной школы, осуществленные за последние годы, они не исчерпывают всех возможностей повышения эффек-тивности деятельности этой школы по реализации целей и задач, которые стоят перед ней. Осуществляемая в нашей стране пере-стройка всей хозяйственной, экономической, социальной жизни предъявляет все новые и новые требования к теории и практике воспитания, обучения, подготовке к жизни подрастающих поко-лений. Продолжается начатый в 70-е годы поиск научного обос-нования требований к содержанию обучения. Полученные резуль-таты и современные условия дают основание выдвинуть и сфор-мулировать следующие требования, которым должно отвечать содержание образования во вспомогательной школе.

Завершенность образования. Этот принцип вытекает из того по-ложения, что вспомогательная школа, как уже отмечалось, не обес-печивает цензового образования, соответствующего принятым в нашей стране для общеобразовательных школ образовательным цензам, какими являются начальное, неполное среднее, среднее об-разование. Следовательно, вспомогательная школа не ставит своей целью обеспечить преемственность содержания обучения с другими звеньями системы народного образования. Так как вспомогатель-ная школа является единственным учебным заведением для боль-шинства ее учащихся и не имеет других общеобразовательных над-строек, она должна отобрать из всей совокупности знаний, умений и навыков, которые преподаются в общеобразовательной школе, тот минимум, который необходим для всестороннего развития лич-ности учащихся, для коррекции недостатков их интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности и для их подготовки к общест-венно полезной трудовой жизни в условиях обычной социальной среды, а также открывает возможность для самообразования и со-вершенствования профессионально-трудовой квалификации.

В связи с этим неправомерными являются стремления к уста-новлению аналогии содержания образования во вспомогательной школе с содержанием образования в том или ином классе массо-вой школы. Вспомогательная школа имеет свое особое содержа-ние образования по объему и содержанию.

Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в специальной школе. Между тем это тот принцип, который, как отмечалось вы-ше, менее всего объективен и труднее всего реализуется ввиду отно-сительности понятия «доступность» применительно к условиям вспомогательной школы. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы отличаются большой вариативностью. Кроме того, в рамках одного класса мы наблюдаем вариативность инди-видуальных и типологических познавательных возможностей, обу-словленных структурой дефекта, степенью и характером осложненности умственной отсталости другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов, локальные западения в области речи, письма, счета, нарушения работоспособности. Анализ деятельности вспомогательной школы за последние 20 лет показывает, что сте-пень доступности программного материала меняется и зависит от многих других факторов, например, вызванных изменениями соста-ва учащихся по этиологии и клинике в разные временные периоды. К этим факторам можно также отнести социальное и культурное окружение вспомогательной школы, квалификацию учителей и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.