Существует много других классификаций методов обучения. Так, в основу классификации, предложенной И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, положена внутренняя характеристика мысли-тельной деятельности учащихся. Б. П. Есипов классифицирует ме-тоды обучения, взяв за основу выполняемую учебную задачу на опре-деленных типах уроков. Например, учебная задача при изложении знаний учителем выполняется методами рассказа, объяснения, беседы, демонстрации наглядных пособий; учебная задача, связанная с формированием у учащихся навыков и умений, требует метода упражнений и практических работ; при проверке знаний, умений и навыков учащихся проводятся текущие наблюдения, устный опрос, письменные и практические контрольные работы.
В настоящее время в педагогике распространена классифика-ция, которая подразделяет все методы обучения на три груп-пы: словесные, наглядные и практические. Основой такого под-разделения является характер познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний.
Наиболее распространенными словесными (устными, вербаль-ными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присут-ствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь уча-щихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обо-гащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружаю-щих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот мате-риал доступным для понимания учащихся.
В связи с этим к устному изложению учителем учебного мате-риала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
- учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;
учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;
материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;
устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.
Среди учащихся специальной школы (особенно среди учащих-ся младших классов) велико количество детей с различными де-фектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Нельзя быть хорошим учителем специальной школы, если не умеешь выразительно читать и рассказывать, выразитель-но говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие чи-таемого произведения и тем самым делает его более доступным для понимания учащихся.
Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учите-ля. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.
Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обу-чения в специальной школе, но совершенно исключительное зна-чение он приобретает на занятиях в младших классах. Спокойная, Ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя да-ет большой педагогический эффект. Речь учителя должна быть пРоста в структурном отношении, понятна учащимся и немного-словна. Поэтому учителю необходимо проводить специальную обработку текста учебника с целью наиболее полной его адапта-ции к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
Речь учителя специальной школы должна быть логически Правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления - это обязательное требование к речи учителя, так как в условиях специальной школы она является еще и средством коррекции мышления умственно отсталых учащихся.
Характеристика отдельных методов обучения
Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.
К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования.
Определенность темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т.д. объединяются одной общей темой, единой зада-чей, которая раскрывается последовательно и систематически.
Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.
Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока. Прежде всего для сообщения новых знаний в тех случаях, когда материал не требует теоретических доказательств. Он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.
Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а мо-жет быть включен в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.
Если рассказ является основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно).
Объяснение - метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода - теоретические дока-зательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
-строгий, тщательный подбор фактического материала;
определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);
использование иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);
формулировку выводов;
включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы (например, для слабых учащихся придется изложить какую-то часть рассказа, используя представления, более доступные им).
Существенным звеном объяснения является получение обрат-ной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказал?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказал»). Обратная связь, кон-такт с классом в процессе объяснения помогают учителю совер-шенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.
Главное требование к использованию этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов уча-щихся.
Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) долж-ны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Проблеме значения вопроса и требований к вопросу учителя в специальной школе большое внимание уделяли в своих работах А. Н. Граборов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова и другие иссле-дователи.
Искусство правильно задавать вопросы - это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников. Задавая вопрос, нужно иметь в виду воз-можные варианты ответов учащихся. Предполагая, что они могут быть неверными, учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми мог бы воспользоваться ученик.
Вопрос должен ставиться перед классом, а не задаваться одно-му ученику. Соблюдать это простое правило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда они знают, что каждый из них может быть вызван учителем для ответа. Обращение с вопросом к одному ученику снимает задание с остальных учащихся класса.
Каждый вопрос должен быть точно, четко и правильно сфор-мулирован и понятен учащимся. Точная и правильная формулировка вопроса предполагает получение от ученика только одного, но достаточно исчерпывающего ответа. Вопрос не должен быть многословным, например содержащим два и более вопросительных слова («где», «когда» и т. п.). Также нельзя задавать подряд несколько вопросов. Вопросы должны различаться по своему со-держанию. Одни из них могут быть предметными («Кто читает книгу?»), другие направлены на выяснение действия предмета, его качества, времени действия, а также пространственных или при-чинно-следственных отношений.
Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, при-чинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на вы-явление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания
Всестороннее изучение того или иного предмета или явления требует различных по своему содержанию вопросов. В специ-альной школе их численно будет всегда больше, чем в массовой школе. Форма и сложность вопроса зависят от возрастных и ин-теллектуальных особенностей детей. Использование различных формулировок вопроса позволяет варьировать упражнения для повторения и углублять знания ученика о предмете или явлении.
При постановке вопросов не следует сводить задачу к трениров-ке или «натаскиванию» учащихся. Задача заключается в том, что-бы, насколько это возможно, развивать логику мышления учащих-ся. Правильно сформулированные вопросы являются прежде всего стимулом, направляющим внимание и мышление ребенка на опре-деленный объект, о связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать.
Индивидуализация при обучении умственно отсталых детей требует и индивидуализации в постановке вопросов, как по форме ответа, так и по его содержанию. Например, ученику с достаточно выраженными дефектами речи необходимо поставить вопрос та-ким образом, чтобы он смог оформить ответ на него как можно короче или же ответить в виде показа картинки, предмета и т. п. Требование индивидуализации вопроса ни в коей мере не проти-воречит требованию задавать вопрос фронтально, всему классу. Индивидуализация в данном случае будет проявляться в выборе ученика для ответа и индивидуальной оценке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21