Рефераты. Специальная педагогика и специальная психология

- глухие

- позднооглохшие

- слабослышащие (тугоухие).

Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточная речь затрудняет обучение детей.

Глухие дети - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для дальнейшего речевого запаса. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие и резкие, низкие звуки.

Различают глухих

- Глухих без речи (рано-оглохших) с двусторонним стойким глубоким нарушением слуха врожденным или приоб-ретенным в раннем детстве, доречевом периоде.

- Глухих (позднооглохших) с потерей слуха, но сохранной речью.

Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Различают среди слабослышащих:

1) детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью;

2) детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в её грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.

Глухие дети

Термин «глухонемота»- редко употребляемый, показывает зависимость между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота следствие глухоты. У глухонемых не наблюдается органических поражений (первичных) речевого аппарата (в периферийном и центральном отделах).

Отсутствие речи - вторичное отклонение и влечет за собой психические отклонения (нарушение зрительного восприятия, логического мышления и других познавательных процессов). Замедленный темп развития глухонемого ребёнка (из-за аномалии с окружающим миром).

Таким образом, частичный периферийный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении.

Однако специальные условия обучения стимулируют компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживают и выправляют дефекты психического развития, преодолевают «немоту». Глухонемой постепенно перестаёт быть немым, и становится глухим говорящим. Поэтому термин «глухонемой» неприемлем, т.к. не отражает действительность.

Сохраненные анализаторы выполняют компенсаторную функцию для познания окружающей действительности.

Глухой ребенок средства общения и способы находит в мире предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной речи общения - мимико-жестикулярной речи (жестовой речи), основанной на системе жестов, каждый из которых имеет своё значение.

Комплекс образов представленных в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью.

Расширяя познавательные возможности глухого ребёнка, словесная речь способствует переходу от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, во многом формирует личность ребёнка, расширяет её социальные возможности.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение - чтение с губ, т.е. зрительное восприятие речи, по движению речевых органов - эти навыки компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи.

Использование остатков слуха играет немаловажную роль и в сочетании с другими анализаторами, способствует усвоению произношению и формированию навыка чтения с губ.

Всевозможные специальные и технические средства, пособия предназначены для использования сохранных анализаторов (виброскоп) преобразует звучащую речь в механические колебания - помогает чтению с губ, работа над произношением (над голосом и ритмом).

Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребёнка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к высшей форме человеческого общения - устной речи.

В процессе обучения глухих формируются виды речи: письменная, дактильная (ручная азбука). Это компенсаторные виды речи. Этот вид речи в дальнейшем становится вспомогательным средством.

Обучение глухих детей показывает, что, овладевая словесной речью и получая на этой базе общеобразовательные и профессиональные знания, они приобретают возможности дальнейшего развития.

Позднооглохшие дети.

Задача спец. организованного обучения и воспитания - сохранить и развить устную речь, познавать действительность на уровне словесно-логического мышления.

Обучение затруднено восприятием устной речи (разговорной). Этот недостаток компенсируется развитием коррекционного навыка зрительного восприятия речи- чтения с губ. Успешное различение слов и фраз, считываемых с губ, зависит от уровня речевого развития ребёнка, речевого опыта.

Другое затруднение речевой деятельности является произношение. Оно отличается типичными особенностями: нарушением модуляций голоса, неточной артикуляции звуков, слабой звучностью, ошибками в словесном ударении и окончании слов. Особое значение имеет последовательное наращивание словарного запаса, обучение грамоте и грамматике. Позднооглохшие дети обучаются отдельно от глухих детей в специальных школах, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса.

ЛЕКЦИЯ 4: ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

План.

1.Зрение: понятие (зрительный анализатор) функции, значение.

2.Причины аномалий зрительного анализатора.

3.Слепые дети.

4.Слабовидящие дети.

Литература:

1. Тифлопедагогика Литвак А.Г.

2. Власова Т.В., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М.,1973.

3. Дефектологический словарь - М.,1970

4. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.,1973.

5. Основы обучения и воспитания аномальных детей.- М.,1965

Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора называется зрением.

Впечатление о внешнем мире, формирование представлений о реально существующих предметах и явлениях мозг получает через зрение.

С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе (важное значение в процессе обучения ребёнка - овладение грамотой, карта - зрительно-пространственные представления).

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, который представляет сложную нервно рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира.

Структурно и функционально - это самый сложный и совершенный орган. Он взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным и слуховым анализаторами; образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые изменения) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.

Нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны в силу врождённых или приобретённых влияний

Причины- Врожденные нарушения.

Причины- Приобретённые нарушения.

Воздействие:

- патогенные агенты в период эмбрионального развития (токсо-плазмоз, нарушение обмена ве-ществ, воспалительные процесс-сы, инфекционные заболевания);

- наследственность. Форма проявления - микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характерное уменьшение размеров одного или обоих глаз и значительного понижения зрения;

- анофтальм - врожденное безглазие.

Врожденные изменения:

- катаракта - самая распрост-раненная форма врождённого изменения органа зрения - помутнение хрусталика;

- пигментная дистрофия (деге-нерация) сетчатки, характеризу-ется сужением поля зрения до полной его потери;

- астигматизм - аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза.

- доброкачественными врож-дёнными мозговыми опухолями;

-заболевания матери на ранних этапах беременности.

(Распространены меньше в России, связано с профилак-тическими мерами);

- заболевания - оспа, трахома, сифилис, туберкулёз глаз;

- детские заболевания: корь, скарлатина, дифтерия;

- внутричерепные и внутри-глазные кровоизлияния;

- травмы головы (вследствие родов, травматическое повреж-дение мозга);

- травма глаза (в послеродовом периоде);

- приобретённая катаракта (следствие травмы);

- тяжелое заболевание, связан-ное с повышением внутри-глазного давления и измене-ниями в тканях - глаукома (поте-ря зрения);

- атрофия зрительного нерва - характеризуется нарушением связи между сетчаткой и зрительными центрами глаза;

- заболевание ЦНС (менингит, менинго-энцефалит), осложнён-ное после общих заболеваний организма (грипп и др.).

Патологические процессы таких текущих заболеваний как глаукома, атрофия зрительного нерва, мозговые опухоли долгое время не проявляя себя, могут постепенно ухудшить состояние зрительных функций и затем вызвать резкое падение уровня зрения.

К прогрессирующим нарушениям зрения относятся виды нарушений преломляющей способности глаза, обуславливающие понижения зрения - близорукость и дальнозоркость.

При близорукости - нарушение рефракции глаза выражается в том, что лучи идущие от предмета, преломляются не на сетчатки, а перед ней.

Дальнозоркость - преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки.

Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения.

Дальнозоркость встречается реже близорукости у детей, и преобладая у младших школьников, с возрастом снижается.

Количество детей с близорукостью растёт. Близорукость не остаётся стационарной, она может увеличиться. Это связано с нарушением санитарно-гигиенических правил учебной работы школы и дома. Прогрессирующая близорукость ухудшает состояние всего организма человека (ослабление опорно-двигательного аппарата). Воспалительные процессы глаз, инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.) усиливают близорукость. Поэтому необходимо иметь своевременную информацию о состоянии зрения детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.