Рефераты. Специальная педагогика и специальная психология

Однако дело не только в стимуле, отмечает Фромм, но и в «сти-мулируемом» индивиде. Душевная лень, страхи, комплексы вряд ли помогут воспринять тонкую поэзию или высокую идею. Во-одушевляющий стимул нуждается в «понимающем» индивиде, т. е. тонко чувствующем человеке. Но с другой стороны, человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается в обоих стимулах, поскольку сам ставит себе цели и задачи.

Эта разница очень заметна в детях. До определенного возраста они настолько активны и продуктивны, что постоянно находят себе «стимулы», «создают» их себе. Но уже в 6 лет все меняется, дети начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредствен-ность и нуждаются в стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать.

В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фром-ма, кроются причины патологий, нарушений развития. Уже такие обстоятельства среды, как питание, «тепло и нежность» при вос-питании ребенка, внимание и количество поощрений, свобода пе-редвижения и возможность самовыражения в игре и других фор-мах общения, оказывают прямое воздействие на рост мозга, услож-нение строения коры больших полушарий. Для нормального рос- а та человека, развития у него синдрома жизнелюбия необходимы специальные условия, при отсутствии которых человек превраща-ется в ограниченное существо с «синдромом враждебного отноше-ния к жизни». Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способ-ностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, которое в психологии и педагогике до недавнего времени никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. На обыденном языке свобода предполагает ослабление управления, контроля и давления и пре-доставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоятель-ства, которые создают для ребенка (или взрослого) ощущение бес-силия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Это может быть «авторитарное» наказание. Это такой вид наказания, который «не имеет строго фиксированной формы» и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению «власть имущего». В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказание может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приво-дит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бес-силия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностно-го развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыс-лы той социальной группы, частью которой является ребенок. Соци-альная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Известная американская исследовательница психоаналитиче-ской ориентации Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Она исхо-дит из того, что определяющим в структуре личности является бессознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспо-мощности. Главное понятие К. Хорни - «основная тревога», кото-рая понимается как «...чувство изоляции и беспомощности ребен-ка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: пря-мого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильности поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, по-нуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слиш-ком большой или слишком малой ответственности, сверхпротек-ции, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнения обещаний, враждебной атмосферы и т.д.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может прибегать к раз-ным стратегиям. Он может становиться враждебным и хотеть рас-платиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Но может быть и очень послушным, чтобы вернуть потерянную любовь и расположение. У него может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя, чтобы компенсировать чув-ство неполноценности. Он может подкупить других или пользо-ваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие.

Чтобы обрести признание, уважение, любовь, ребенок может искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, и при этом сама победа оказывается для него важнее, чем дости-жение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и само-уничижение.

Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта который может быть разрешен естественным способом, что гово-рит о нормальном развитии, или неестественным, иррациональным способом. Это может быть и агрессия, и чрезвычайная конформ-ность, и замкнутость, и недисциплинированность, и др.

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, на-рушениям поведения посвящено множество специальных исследо-ваний отечественных и зарубежных ученых, собран огромный фак-тический материал (А.И.Захаров, М.Раттер, А.Е.Личко, Г.М.Бреслав и др.), позволяющий понять механизмы и причины наруше-ний. Бесспорными признаются следующие факты.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка. Прежде всего - семейные конфлик-ты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, от-ношений привязанности. Отношения в семье остаются значимыми не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни. Дефи-цит общения, нарушение, деформация значимых отношений лич-ности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В.Н. Мясищев). Это отноше-ния в семье, в других значимых для ребенка общностях.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмо-циональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего мак-симума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, преж-де всего с матерью, вызывает значительные психологические про-блемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоцио-нальной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и не-нужности. Острая потребность в признании - это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность люб-ви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Выдающийся американский психотерапевт К. Роджерс на основании значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для фор-мирования «полноценно функционирующего человека», прогрес-сивного личностного развития. Самое главное - создание таких человеческих взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы использовать для своего собственного личностного развития (К. Род-жерс).

Базовая тенденция организма, согласно К.Роджерсу, - тенден-ция к актуализации, становлению и самоусилению. Тенденции к самоактуализации и саморазвитию заданы наследственно. Но тенденция движения вперед может быть осуществлена только при определенных условиях, а именно когда выборы поведения «ясно воспринимаются и адекватно символизируются», т.е. переживаются сознательно.

Особо выделяются им две потребности: в позитивном отноше-нии и самоотношении, которые возникают в результате научения. Первая из них возникает вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут ис-кажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрос-лыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. На-вязанные образы, ценности вытесняют и замещают «истинные» пе-реживания и ценности, что ведет к саморазрушению Я, Такой чело-век чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концепция» искажается под влиянием чужих оценок. Следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям, на-рушения общения.

Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод психотера-пии, который назвал клиент-центрированной терапией. Он пола-гает, что этот подход применим ко всем отношениям с людьми, а не только в работе с людьми, имеющими проблемы. Основу мето-да составляет создание помогающих отношений, которые актуали-зируют у человека способность- к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации трех важнейших условий.

Первое условие - откровенность, искренность, правди-вость отношений с человеком. Значимые люди должны быть с ре-бенком искренними, не притворяться, не надевать «маски», «лож-ные фасады». Они должны быть едины и целостны в своих чувст-вах, в их восприятии и высказывании о них.

Второе условие- безусловное принятие человека. Под при-нятием человека К. Роджерс понимает «теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств». Человек с рождения испы-тывает нужду в принятии себя. Принятие предполагает не только Уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитие. По мысли К.Роджерса, обычным явля-йся правило, что «каждый человек должен чувствовать, думать и верить так же, как я. Однако... различия между людьми, право каждого человека реализовать свой жизненный опыт по-своему и Найти в нем свой смысл - все это бесценные возможности жизни».

Ребенок очень нуждается в положительном к себе отношении, взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять чувства и поведение ребенка, делать заявления и пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок стре-мится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к иска-жению его «Я-концепции», утрате внутренних регуляторов пове-дения и к дальнейшей незрелости человека, который ориентирует-ся только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступку. Однако они должны строиться так чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему. Неудовольствие и отрицательные переживания должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности человека, а в виде субъективного отношения к данному «здесь и теперь» событию.

Необходимо безусловно принимать не только других, но и себя, подчеркивает Роджерс. Безусловное принятие себя означает вос-приятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое. Если чело-век не принимает себя, а ценит только те свои достоинства, кото-рые одобряются другими, то он испытывает напряженность и тре-вогу, его психическое здоровье ухудшается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.