Рефераты. Специальная педагогика и специальная психология

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную оценку степени умственной отсталости. Вы-деляются легкая дебильность, средняя дебильность, выраженная дебильность. Такого рода оценка имеет большое практическое зна-чение, поскольку позволяет более точно и эффективно организо-вать учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такой диф-ференциации до настоящего времени четко не сформулированы.

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными неслож-ными трудовыми навыками. Однако наличие грубых дефектов вос-приятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, мо-торики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практиче-ски необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отноше-нии они, как и идиоты, являются недееспособными, и над ними ус-танавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети на-ходятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыка-ми в объеме специально разработанной для них программы.

Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Де-тям-идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случа-ев речевые звуки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют на-рушения (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему об-разу жизни) моторики, координации движений и праксиса, ориен-тировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формиру-ются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиени-ческие. Часто эти навыки не формируются вообще. Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учре-ждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых)1.

Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспо-могательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени де-бильности», что полностью соответствовало принципу интегриро-ванного обучения. Из всех типов специальных школ вспомогатель-ные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Для сравнения приведем данные по количеству специальных школ различных типов и контингенту учащихся.

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогика значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией, - так называемая умственная отсталость неолигофренического происхождения. Расширение границ олигофренопедагогики происхо-дит не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Об этом ; говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью умственной отсталости -имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в ви-де минимальных мозговых дисфункций. Это дети с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Таким образом, и тер-мин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объ-ект олигофренопедагогики, так как этиология аномалий доста-точно разнообразна, степень поражения - тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей, - это стойкое, в большей или меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т. е. то, что можно на-звать нарушением познавательной деятельности.

Следовательно, с современных позиций олигофренопедагогика -это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями ин-теллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы VIII типа

Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отстало-сти - дебильностью.

Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диа-гнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» ши-ре, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС - так называемая умственная отста-лость неолигофренического происхождения.

Проблемам умственной отсталости в отечественной дефекто-логии всегда уделяли большое внимание. Но начиная с 60-х годов интерес к ним еще более возрастает. Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, О. Е. Фрейеров, М. Г. Блюмина, И. Л. Юркова, М. М. Райская, Д. Е. Мелехов, В. Ф. Шалимов, В. М. Явкин и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педа-гогики.

Пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Г. Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах - биологическом, клиническом и социальном.

Биологический аспект предполагает необходимость тесной свя-зи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбрио-логия, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза неко-торых форм слабоумия;

клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической карти-ны с использованием современных методов обследования (пато-физиологического, биохимического, серологического и др );

аспект социально-трудовой адаптации предполагает необхо-димость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.

Обратимся к работе С. С. Ляпидевского «Клиника олигофре-нии»', ставшей на многие годы настольной книгой отечественных Дефектологов. В ней обобщены исследования отечественных спе-циалистов, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся. Остановимся на той ее час-ти, в которой приводятся классификационные характеристики разных групп учащихся специальной школы.

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наибо-лее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно свя-занными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты - несо-размерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания.

Часты изменения в физическом состоянии и при некоторых на-следственных формах олигофрении, связанных с нарушением об-мена веществ. При нарушении белкового обмена отмечаются де-формация черепа, диспластическое телосложение, нарушение пигментации кожи и радужной оболочки, гиперкинезы, кожные заболевания в виде дерматитов, экземы, при нарушении жирового обмена - болезни Пфандлер-Хурлера - наблюдаются карликовый рост, деформация черепа, позвоночника и другие изменения. Спе-цифичны внешние признаки и при нарушениях функции желёз внутренней секреции, иногда осложняющих олигофрению, осо-бенно при поражении щитовидной железы, половых желёз.

Необходимо отметить, что признаки физического недоразви-тия чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, осо-бенно ранних (связанных с патологией эмбриогенеза). Так, на-пример, имеют место нарушения соотношений между длиной ту-ловища и конечностей, различные деформации черепа - брахицефалический (башенный), долихоцефалический (удлиненный) в передне-заднем направлении и т.д. При гидроцефалии бывают ис-тончены кости черепа, особенно теменные и лобные. Отмечаются неправильный рост зубов, врожденные дефекты в виде расщелины верхней губы или твердого и мягкого нёба, деформации в строе-нии ушной раковины и другие аномалии развития.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних ор-ганов - нередки врожденный порок сердца и другие нарушения сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыха-ния; наличие таких дефектов приводит к частым простудным за-болеваниям и повторным пневмониям. В отдельных случаях имеют место пороки развития почек, мочевого пузыря, половых органов.

Грубых локальных неврологических симптомов при олигофре-нии, особенно при ее легких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальны-ми поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. Однако при некоторых формах олиго-френии все же наблюдается рассеянная неврологическая симпто-матика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем. Так, со стороны череп-но-мозговых нервов чаще других встречаются симптомы: косогла-зие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яб-лока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов.

Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выражен-ных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе детей-олигофренов часто отмечаются задержки в раз-витии двигательных функций: дети позднее начинают держать го-ловку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительно-сти движений. Е. Н. Правдина-Винарская изучала отклонения в неврологическом статусе олигофренов. В работе «Неврологи-ческая характеристика синдрома олигофрении» она говорит о том, что, например, мимические движения выполняются детьми-олигофренами быстрее и более четко по подражанию, чем по сло-весной инструкции. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождаются синкинезиями.

У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.

Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухо-жильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. Наблюдаются и патологические реф-лексы, особенно часто рефлекс Бабинского.

При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазо-на восприятия различных раздражений, нечеткость дифференцировок, их вялость, малая активность.

Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказываются и на психической деятельности ребенка.

У многих детей-олигофренов выявляются симптомы наруше-ния вегетативной нервной системы - повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, нарушения диэнцефальной области - повышенные жажда и аппетит.

Нарушения психической деятельности при олигофрении состав-ляют основу дефекта. Клиническая картина психических наруше-ний при разных формах умственной отсталости неодинакова и за-висит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его уже в анамнезе таких детей можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормальных сверстников. Особен-но это относится к формированию нервно-психических функций. Так, дети, как уже было отмечено выше, позднее реагируют на раздражения внешней среды (звуковые, световые и др.), двигательные функции развиваются с задержкой (они позже начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, играть с игрушками и др.). Особенно характерно отставание в развитии речевой функции. Это выражается, в частности, в медленном накоплении сло-варного запаса. При обследовании иногда выявляется, что пас-сивный словарь значительно преобладает над активным. Часто у таких детей бывает нарушено и с трудом поддается коррекции звукопроизношение. Во многих случаях долго сохраняются различные виды аграмматизмов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.