Рефераты. Специальная педагогика и специальная психология

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв и знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает разницу в остроте зрения на 0,1. нормальный человек определяет знаки и буквы 10-й строки на расстоянии 5м. Если острота зрения ниже 0,1, используют счёт пальцев (острота 0,09).Если не различает ребёнок пальцев, а видит только свет, то острота зрения равна светоощущению. Если ребёнок не может отличать свет от темноты, то острота зрения равна нулю.

Детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети- дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальная острота 0,04 в очках).

Различают разные степени потери зрения:

- абсолютная (тотальная) слепота, при которой отсутствуют зрительные ощущения (светоощущения, цветоощущения);

- практическая слепота - при которой сохраняется светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами.

Большинство слепых имеют остаточное зрение.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка.

В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют:

Особенности слепорождённых.

- Особенности ослепших.

Психическое развитие такое же, как у нормального ребёнка, но первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей. Нарушение сенсорных и интеллектуальных функций сдерживает развитие образного мышления.

Наличие эмоциональных переживаний и сказывается на эмоционально - волевой, сфере и характере (трудности в учении, игре, овладение про-фессией, бытовые проблемы). Возможно проявление неуве-ренности, пассивности, склон-ности к самоизоляции, а в другом случае раздражение, возбудимость и даже агрессия.

Отличие- время потери.

Чем позже потерял, тем больше прежних зрительных представ-лений сохранилось в его памяти, тем легче воссоздаётся образ предмета или явления на основе словесных описаний.

Слепые дети ориентируются на звук, эта реакция со временем усиливается. Затруднение в овладении двигательными навыками. Неудачи закрепляются в виде неприятных переживаний и приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.

Развитие высших познавательных процессов протекает нормально.

Трудность в формировании правильного соотношения между накопленными словесными значениями и конкретными представлениями. Легче усваиваются отвлечённые понятия, чем слова с конкретным значением.

Слепой ребёнок сохраняет возможность полноценного развития и познания. Нормальная мыслительная деятельность опирается на сохранённые анализаторы.

В условиях специального обучения формируются приёмы и способы использования кожного, слухового, двигательного и др. анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в процессах компенсации. На первом этапе обучения эта система компенсации создаёт условия для правильного отражения действительности в наглядно-действенной, а в дальнейшем по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Словесно-логическая форма должна быть сформирована на основе непосредственного восприятия действительности с помощью сохранных видов чувствительности.

Процессы компенсации во многом зависят от сохранности остаточного зрения. Самые незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности ребёнка.

Важен слух для слепого ребёнка, т.к. даёт информацию об уличной обстановке.

Осязание даёт слепому информацию, к примеру, о дорожном покрытии, бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т.д. Л.С.Выготский указывал на наличие шестого чувства (теплового) у слепого позволяющего на расстоянии замечать предметы.

Помогает слепым чувство препятствия для передвижения в пространстве. В основе его лежит деятельность сложных функциональных систем. Слепота сдерживает, двигательную активность, что заметно проявляется на физкультуре. С целью компенсации применяют приёмы, с помощью которых у слепых формируют навыки контроля собственных движений на основе слуховых и кожных ощущений. Целенаправленные и дозированные физические упражнения являются средством коррекции вторичных нарушений двигательных функций.

Важнейшую роль в процессе компенсации слепоты играет речь. Использование системы условных обозначений позволяют учить слепых чтению и письму по рельефной системе Брайлл (эта система рельефно-точечного шрифта).

Эффективным компенсирующим средством является использование звукового условного кодирования. Применяя различные тифлоприборы на основе условной звуковой сигнализации, слепые воспринимают признаки окружающих предметов и явлений. Успех компенсаторных процессов зависит от времени и степени поражения зрительной функции.

Процесс компенсации слепых детей наиболее эффективно осуществляется в условиях оптимальной организации системы, содержания и методов обучения и воспитания, направленных на максимальное развитие активности слепого ребёнка.

Слабовидящие дети с остротой зрения (в очках) от 0,05 до 0,4. Также относят к этой категории детей с остротой зрения более высокой, но имеющих другие нарушения зрительных функций (сужение границ поля зрения, снижение точности, замедленность обзора). Зрительный анализатор используется ведущим в учебном процессе (чтение, письмо) как у нормальных детей, другие анализаторы не замещают зрительных функций.

Специальные создаваемые условия: коррекция зрения - телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы; повышенная освещенность в кабинетах, учебники с крупным шрифтом и тетради со специальной разлиновкой; одноместные парты (для правильной посадки).

С тем, что слабовидящего ребенка характеризует ограничение запасов представлений, они отличаются нечеткостью и нестойкостью. Слабовидение влияет на психические процессы, оно замедляет и затрудняет мыслительную деятельность.

Слабовидящие дети отличаются замкнутостью, раздражительностью, негативизмом, другими чертами характера. Эти черты объясняются неудачами в учебе, игре, общении со сверстниками.

С целью компенсации применяются тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения.

Центральная задача - приблизить возможности обучения детей с дефектами зрения к уровню нормально видящих учащихся.

Учебно-воспитательная работа преследует решение задачи трудового воспитания детей слепых и слабовидящих.

ЛЕКЦИЯ 4: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

План:

1. Предмет и задачи олигофренопедагогики

2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной школы 8 типа.

3. Методы обучения в специальной школе.

4. Совершенствование содержания образования в специальной (вспомогательной) школе.

Литература:

Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика.

Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) под. ред. Б. П. Пузанова.

Предмет и задачи олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика ( от греч. olygos - малый и phren - ум ) -это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.

В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста-точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше-нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем развитии. Другими словами, этот термин определял как бы коли-чественное состояние интеллекта аномального ребенка по срав-нению с нормально развивающимся сверстником. Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Этот термин более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития ано-мального ребенка. Умственная отсталость - это характеристика ин-теллекта аномального ребенка, уже не только и не столько коли-чественная, сколько качественная, показывающая сниже-ние темпа развития интеллекта у такого ребенка.

За время существования олигофренопедагогики как науки (до середины 90-х годов) она в основном изучала вопросы воспитания и обучения достаточно ограниченного контингента умственно от-сталых детей - с наиболее легкой степенью умственной отстало-сти - дебильностью. Это было оформлено нормативными доку-ментами Министерства просвещения РСФСР (позднее СССР), регламентирующими работу специальных комиссий по отбору де-тей во вспомогательные школы и работу самих вспомогательных школ. Причиной умственной отсталости в подавляющем боль-шинстве случаев была (или считалась) олигофрения.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил клас-сификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении - исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и

раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для опре-деления степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ-альных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы -малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олиго френии сохраняется и на сегодняшний день.

Дебильность - наиболее легкая по сравнению с идиотией и им бецилъностъю степень умственной отсталости. Сниженный ин-теллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразова-тельной массовой школы. Это физиологически обусловлено не-доразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физиче-ская ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также осо-бенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мо-тивов, характера и поведения в значительной степени ограничива-ют круг их последующей профессионально-трудовой деятельно-сти, социальной адаптации и реабилитации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.