Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

Наблюдая определенные игровые си-туации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаружен-ные эмоциональные состояния на раз-витие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспита-телям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую ини-циативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отно-шения преобладают в игре -- доброже-лательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают -- положительные или отрицательные?

Положение ребенка в группе, харак-тер его взаимоотношений со сверс-тниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психичес-кое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционально-го комфорта. Известные детские пси-хологи Репина Т.А., Мухина В.С. предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.

* «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реа-гировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».

* «Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, за-частую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купа-ются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры:

они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть за пренебрежение к себе. «Пренебрегаемыми, изолированными» дети ста-новятся по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети фактически мало его знают. Другой только начал посещать данную груп-пу. Третий имеет физические недо-статки, например, толстый и неуклю-жий не может на равных играть в подвижные игры и т. п. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоцио-нальное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстни-ков.

Эмоциональное неблагополучие, свя-занное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения,

* Первый -- это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверс-тниками эмоции этих детей проявля-ются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Бы-стро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситу-ативны, представления о других детях остаются положительными и не пре-пятствуют общению.

* Второй тип поведения характери-зуется устойчивым негативным отно-шением к общению. Обида, недоволь-ство, неприязнь надолго задерживают-ся в памяти, но они более сдержан-ны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равно-душны к окружающим. Однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношения-ми воспитателей и детей. Эмоцио-нальное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отно-шением к ним воспитателя, недоволь-ством детьми, нежеланием посещать детский сад.

* Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует от-личать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являют-ся врожденными. Однако начиная с первого года жизни у них может развиться множество страхов. Некото-рые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачастую вызвана ситуа-цией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые, которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Один мальчик отказывался ложиться спать в кровать, плакал, в конце концов засыпал в кресле одетый. Как выяснилось потом, мать наказывала его за то, что он во сне мочился в кровать. Мальчик вынужденно бодр-ствовал из-за боязни повторения этой ситуации и последующего наказания. Часто старшие дети пугают младших разными ужасами, монстрами и т. п. Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направлен-ные на самосохранение или преодоле-ние опасности.

Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловлен-ные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шо-кирующей ребенка обстановке. Лич-ностно обусловленный страх предо-пределен характером человека, напри-мер его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Тревога -- это состояние беспокойства в предчувст-вии реальной или воображаемой опас-ности. Наиболее часто тревога прояв-ляется в ожидании какого-либо собы-тия, которое трудно предугадать и которое может угрожать неприятными последствиями. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального не-благополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональ-ный шок, потрясение), затяжное, труд-но преодолимое течение, полное отсут-ствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на фор-мирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.

Большинство детей начиная с 3-лет-него возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения банди-тов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных (волк, со-бака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого про-странства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли; неожиданных резких звуков[7,28]. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6--7-летнего возраста.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуация-ми и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного стра-ха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребен-ка, тем больше возможность возникно-вения ситуаций, вызывающих труднос-ти взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малокон-тактен, тревожен, испытывает разно-образные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совер-шенно неадекватной реакцией на ситуацию.

В ряде случаев возникшая реакция на травмирующую ситуацию может закрепляться и формировать устойчи-вое агрессивное поведение, что при-водит к серьезным нарушениям во взаимодействиях ребенка с окружаю-щим. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих его взрослых и сверстников, что еще больше усиливает травмирующую си-туацию и провоцирует вновь и вновь агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словес-ной форме, в более тяжелых -- это физическая агрессия (драка, разруше-ние, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижать-ся благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодо-ление, на преобразование в социально более приемлемые формы взаимодей-ствия ребенка с окружающим миром. В более сложных случаях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с реальной ситуацией. Ребенок в них особенно напряжен, не получает облегчающей эмоциональной разрядки в результате своих агрессивных проявлений. Как определить эмоциональное состояние ребенка?

Существует большое количество ме-тодов психологической диагностики вообще и эмоциональной сферы ре-бенка в частности. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непо-средственно воспитателем.

Это объясняется, во-первых, тем, что воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результа-ты тестирования. В некоторых детских садах г. Владимира была апробирована методика определения импульсивности ребенка. Воспитатели заполняли бланк, в котором фиксировались про-явления импульсивности в повседнев-ной жизни ребенка, в его взаимодейст-вии со сверстниками и взрослыми, в игровой и учебной деятельности. Затем воспитатели записывали свое отноше-ние к этому тесту, его положительные и отрицательные стороны с их точки зрения. Оказалось, что многим воспи-тателям не понятны некоторые утверж-дения теста, поскольку им не ясен его психологический смысл. Так, в тесте есть утверждение: «Обидчив, но не злопамятен». В комментарии воспита-тель пишет, что формулировки можно расширить, так как некоторые дети и обидчивы, и злопамятны. То есть для воспитателя остается в стороне психо-логическая составляющая импульсив-ности, а именно склонность действо-вать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой ребенок быстро и непо-средственно реагирует и нередко столь же быстро остывает, т. е. длительное сохранение в памяти обиды не являет-ся признаком импульсивности.

Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездея-тельность в отношении конкретного ребенка. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношени-ем к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребенок боится не справиться с заданием, а гнев и раздражительность являются его по-веденческими редакциями на конкрет-ную жизненную ситуацию.

В связи с этим для педагогической оценки мы предлагаем в качестве ос-новного метода наблюдение. Вы видите ребенка каждый день, имеете возмож-ность тщательно исследовать его пове-дение в реальных жизненных обстоя-тельствах. Очень важно, чтобы такое наблюдение осуществлялось регулярно и вы бы могли оценить результаты своих воспитательных воздействий.

Зарубежные психологи предлагают следующие ситуации, в которых можно пронаблюдать и оценить степень эмо-ционального реагирования на них ре-бенка.

Страх

* Приход в детский сад, появление где-нибудь;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.