Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

* незнакомая удивительная игрушка;

* поломка игрушки;

* плач, крик сверстника, друга;

* нападение сверстника, друга;

* незнакомый звук;

* воспитатель запрещает, ругается, кричит;

* незнакомая комната;

* появление незнакомых взрослых или детей;

* приближение незнакомых людей.

Гнев

* Уход матери;

* желание иметь что-то, чем облада-ет сверстник;

* желание иметь что-то, чем облада-ет воспитатель;

* желание иметь что-то, что нельзя взять;

* трудная игрушка, поломка игруш-ки;

* внимание близкого обращено на другого ребенка;

* другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

* воспитатель забирает игрушку;

* физическое наказание;

* воспитатель обижает, ругается;

* наличие препятствия;

* возвращение матери.

Радость

* Приход, прибытие куда-либо;

* выполнение задания;

* смотрит в зеркало на себя;

* смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

* сверстник дурачится;

* внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

* смешной (незнакомый) звук.

Для оценки эмоциональных проявлений в той же работе была разработана пятибалльная шкала, в которой опредлены поведенческие реакции ребенка, пребывающего в том или ином эмоциональном состоянии. Наблюдая за ребенком в описанных выше ситуациях, можно по этой шкале _оценить силу эмоционального состояния ребенка.

Страх

* 1 балл -- спокоен, нерешителен, малоактивен.

* 2 балла -- таращится, пялит глаза,смотрит и сторонится, уклоняется.

3 балла -- морщится, хмурит брови, отворачивается, возбужден.

* 4 балла -- отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.

* 5 баллов -- хватается, цепляется за близкого, замирает, волнуется, плачет, визжит.

Гнев

* 1 балл -- спокоен, отворачивается, хмурит брови, смотрит угрюмо.

* 2 балла -- морщится, надувает губы, становится более активным, корчит рожи, возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.

* 3 балла -- убегает, хнычет, протя-гивает руки, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки.

* 4 балла -- все отвергает, плачет, пронзительно кричит, дрожит, убега-ет, дерется, колотит руками.

* 5 баллов -- орет,визжит, кидается чем-либо, набрасывается.

Радость

* 1 балл -- расслаблен, слегка улыба-ется.

* 2 балла -- напевает, глаза сияют, «щебечет» бормочет.

* 3 балла -- обнимается, активно играет, широко улыбается.

* 4 балла -- размахивает руками, скачет / прыгает, хвастается.

5 баллов -- смеется , хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Предложенные ситуации и шкалы оценок носят рекомендательный харак-тер. Они могут быть дополнены или изменены вами самостоятельно в соот-ветствии с возрастными особенностями детей. Так, эти шкалы более адекват-ны для детей трехлетнего возраста, чем для детей четырех -- пяти лет. Попробуйте сами составить карты эмоционального состояния детей вашей группы, используя в качестве основы предложенные выше ситуации наблюдения и шкалы оценок пове-денческих реакций. Продумайте, в каких ситуациях вам удобнее наблю-дать ребенка, в каких наиболее ярко проявляются его эмоциональные ре-акции.

На психологическом тренинге вос-питателей детских садов самими воспитателями была предложена схема, включающая наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, игровой) и свободной игры. Во всех перечисленных обстоя-тельствах имеют место как индивиду-альная деятельность, так и взаимодей-ствие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Кроме того, такое деление в наибольшей степени соот-ветствует распорядку дня детского сада и не предполагает создания каких-то специальных эксперимен-тальных ситуаций. Наблюдение в эти моменты жизни ребенка в саду может включать описанные выше конкретные ситуации. Например, в режимный момент -- уход матери. В индивиду-альной игре -- поломка игрушки. В совместной игре -- нападение сверс-тника, его плач и т. п. В то же время не стоит искусственно создавать ре-бенку неприятную ситуацию, чтобы посмотреть, как он на нее отреагиру-ет. Например, используя предложен-ную американскими психологами си-туацию попадания в незнакомую комнату, воспитатель приводил детей в кладовку и наблюдал за их реак-цией. Результаты такого исследования могут быть плачевны. Ребенок спосо-бен настолько сильно испугаться, что впоследствии придется преодолевать этот страх. Кроме того, он может засомневаться в привязанности к нему воспитателя, в своей защищен-ности, что снизит его уверенность в себе и вызовет негативное эмоцио-нальное состояние.

Поскольку основным методом педа-гогической оценки эмоционального со-стояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявле-ний, воспитателю необходимо разрабо-тать схему фиксации результатов. Эта схема может разрабатываться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты наблюдений будут анали-зироваться только им. Можно исполь-зовать оценки в баллах, как было предложено выше, а также применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Проявление эмоций очень индивидуально: в одних и тех же обстоятельствах один ребенок разозлится, а другой застесняется или испугается. Поэтому внимательно нужно следить, как именно конкретный ребенок реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции положите в основу оценки его эмоци-онального состояния. Можно предло-жить следующую схему трехбалльной оценки:

* 1 балл -- равнодушен, внешние проявления эмоции отсут-ствуют или выражены незначительно.

* 2 балла -- эмоциональные проявле-ния выражены средне (мимикой, позой, словами и т. п.).

* 3 балла -- эмоции выражены сильно (мимикой, речью, двигательной активностью).

С помощью такой обобщенной шкалы вы можете оценивать проявления как эмоционального неблагополучия, так и эмоционального комфорта (радости).

Чтобы было легче отнести поведен-ческие реакции к определенной эмо-ции, предлагаем набор признаков, характерных для тревожного, импуль-сивного или аффективного поведения.

Вы фиксируете проявления тревож-ности в повседневном общении с ребенком, в его взаимодействии со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними. Вы наблюдаете, как ребенок выполняет учебные упражне-ния, включается в обучение, следите за его игровой активностью. При наличии эмоционального неблагополу-чия тревожное поведение ребенка характеризуется повышенной возбуди-мостью, напряженностью, скованнос-тью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным; неуверен-ностью в себе, заниженной самооцен-кой; ожиданием неприятностей, не-удач, неодобрения старших; исполни-тельностью, развитым чувством ответ-ственности; безынициативностью, пас-сивностью, робостью; склонностью по-мнить скорее плохое, чем хорошее.

Если признаков тревожного поведе-ния нет вообще или их мало, хорошо это или плохо? Такой ребенок обычно слишком беззаботен, требует от взрос-лых неусыпного контроля. Он не учится на собственных ошибках, мо-ментально забывает о предостереже-ниях, падениях, ожогах, травмах и неудачах. Он безогляден и безудер-жен, самоуверен и бесцеремонен.

Ребенок с повышенной тревожностью, наоборот, чрезмерно робок и застен-чив, часто пугается.

Что такое импульсивность? Это особенность поведения человека, ко-торая заключается в склонности дейст-вовать по первому побуждению. Им-пульсивное поведение характерно для человека, который никогда не обду-мывает свои поступки, не сдерживает эмоций, не контролирует поведение с учетом интересов окружающих. Имульсивность свойственна дошкольни-кам в силу присущей им слабости контроля за своим поведением. При-знаками импульсивного поведения яв-ляются: неумение ждать, нетерпели-вость; легко возникающие и быстро проходящие обиды; вспыльчивость, не-сдержанность, раздражительность; лег-кая переключаемость внимания, отвлекаемость; беззаботность, легкомыслие, безответственность; нелюбовь к одно-образной, скрупулезной работе; жажда новых впечатлений, перемен.

Встречаются ли дети совершенно неимпульсивные, умеющие ждать,

сдержанные, сосредоточенные? Ответ, вероятно, будет отрицательный. Выра-женность импульсивного поведения может быть очень разной. Одни чрезмерно импульсивны в новой об-становке; другие склонны к такому

поведению при выполнении однооб-разной работы; третьи становятся несдержанными и нетерпеливыми, когда заболевают. Понаблюдайте за воспитанниками, особенно за группой детей, поведение которых характери-зуется признаками импульсивности. Попробуйте определить условия, ко-торые вызывают быструю и непосред-ственную реакцию ребенка.

Таким образом, используя перечис-ленные выше признаки поведения в случае появления эмоционального не-благополучия ребенка, можно состав-лять индивидуальные и сводные карты эмоциональных состояний детей в груп-пе. Как уже было сказано, карты раз-рабатываются самим воспитателем.

По такой схеме можно ежеднев-но фиксировать проявления каждого из описанных выше эмоциональных состояний, характерных для поведе-ния ребенка в различные моменты его жизни в детском саду. Рекомендуется делать к таблице примечание, где будут расшифровываться самые зна-чительные случаи. К режимным мо-ментам можно отнести ситуации при-хода-ухода, сна, одевания, принятия пищи и т. п. Организованная деятель-ность включает в себя как всякого рода занятия, так и праздники, экскурсии, соревнования. По собст-венному усмотрению вы можете под-готовить схему каждого из трех основных разделов, разбив их на более конкретные ситуации, а затем фиксировать и анализировать поведе-ние ребенка в каждом блоке отдельно. Сюжетно - ролевая игра является веду-щей деятельностью для ребенка-до-школьника, поэтому много информа-ции можно получить, наблюдая за игрой детей в группе. Однако не все дети вовлекаются в сюжетно-ролевую игру, они могут играть индивидуально или с воспитателем. В связи с этим фиксация их эмоционального состоя-ния в процессе такой игры также необходима. Может быть, ребенок вынужден играть сам, потому что его не берут в совместную игру, и он испытывает из-за этого эмоциональ-ный дискомфорт. Бывают случаи, когда воспитателю необходимо занять ребенка, самому поиграть с ним, чтобы улучшить ему настроение. Дру-гой ребенок, наоборот, предпочитает играть в одиночестве. Если он споко-ен и доволен, не стоит насильно привлекать его к совместным играм или относить к категории «изгоев». Такое состояние говорит о том, что у него все хорошо. Как и любому человеку, ему хочется побыть одному. Помните о том, что дети в детском саду вынуждены находиться в одной и той же компании. Старайтесь наблю-дать за каждым ребенком регулярно в течение довольно длительного времени. Это поможет вам установить, каким именно образом каждый ребенок реа-гирует на ту или иную ситуацию. Кроме того, вам станет ясно, какая область жизнедеятельности в детском саду вызывает у него эмоциональный дискомфорт. Такая информация по-зволит вам помочь каждому ребенку индивидуально, облегчить ему жизнь именно там, где это требуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.