Главная причина возникновения капризов -- неправиль-ное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожа-ние, отсутствие требовательности, беспрекословное выполне-ние любых прихотей ребенка не развивают его волю, а на-оборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым.
Главным направлением педагогической деятельности по про-филактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внуше-ние, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной орга-низации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внима-ния, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавле-ние. Но вредны и упрашивания.
Основные методы и приемы коррекции:
* укрепление нервной системы;.
* отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;
* спокойное игнорирование проявлений капризности:
* воздержание от прямых действий и наказаний:
* применение метода естественных последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия своей ка-призности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.);
* спокойная требовательность;
* отсутствие раздражительности;
* тактичное внушение;
* подсказывание правильных действий;
* доведение требований до конца;
* поддержка.
Своеволие возникает как результат развивающейся самосостоя-тельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремле-ние самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства,
Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодоле-нии детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послу-шания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способ-ность к инициативным, самостоятельным действиям.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают не-сдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.
Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлост-ным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, ша-лость. Более опасными являются злостные нарушения дисципли-ны. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющий-ся характер.
Правонарушения. В условиях социальной и педагогической за-пущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления -- ху-лиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволен-ного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонаруше-ний и борьбы с ними используются специальные методы. С ними вы сможете ознакомиться, посетив детскую комнату милиции в своем районе.
Разумеется, поведение ребенка может в большей или мень-шей степени отклоняться от нормального. Незначительные от-клонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у де-тей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитив-ных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения откло-няющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог про-фессионально должен научиться распознавать, насколько про-являющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится право-нарушением?
С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, жела-ния, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с уст-ремлениями их воспитателей.
1.1. Аффективные дети
Аффекты (от лат.-- сильные эмоции) -- это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аф-фективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии силь-ных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.
Аффективные формы поведения вызывают также
* неудачи в учении,
* конфликты с в группе, со всем коллективом,
* внутренний конфликт между уровнем притязаний (осно-ванный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в классе,
* склонность к аффективным формам отношений и разреше-ния конфликтов.
Чаще всего у детей возникают тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют, недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных слу-чаях у них нередко возникают устойчивые аффективные состоя-ния, на этой основе формируются отрицательные формы пове-дения. Школьник переживает постоянную обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться тре-бованиям учителей, противопоставляет себя коллективу. Обыч-но в каждом классе имеется несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением. Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети по-нимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять сво-ей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обыч-ных классах.
Главный способ преодоления аффективного поведения -- ин-дивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает уме-ние опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в част-ности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нрав-ственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, по-ощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.
Индивидуальный подход в отношении трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника пред-полагает предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного изучения индивидуально-пси-хологических особенностей ребенка.
План может включать такие действия:
* оказывать ученику практическую помощь для ликвидации пробелов в знаниях;
* избегать таких оценок и характеристик, которые могут уг-лубить неверие ученика в свои силы;
* предоставлять ученику возможность пережить радость ус-пеха;
* временно не спрашивать его по тому материалу, где он за-ведомо еще не успел ликвидировать пробелы;
поощрять его малейшие успехи в учении;
* периодически предлагать ему индивидуальные задания, ко-торые подбираются с учетом его способностей;
* побудить родителей не оказывать давление на ученика и не требовать нереальных поступков с его стороны;
* побудить детей проявлять большую чуткость и вниматель-ность к своему товарищу;
* тактично вовлечь ученика в общественную жизнь класса;
* учитывая, что ученик относится к слабому типу нервной системы, считаться с его особенностями: затрудненным об-разованием новых форм поведения, медленной перестрой-кой сложившихся стереотипов поведения, возможностью срывов и т. д.
1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение - это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:
- длительное пребывание в детском саду.
- наметившийся кризис семьи.
- избыток родительского раздражения
Аффективный ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроение взрослого. Он робок, но и бесстрашен - может вступить в конфликт, в драку с более сильными детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем. Но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов. [4,73].
А вот как характеризует психолог Е.Е. Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей в поведении» детей - аффектиков.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения - это упрямство, заторможенность, негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это не психическое заболевание, это отклонение в психическом развитии»[12,83]
Детям с отрицательными аффективными переживаниями характерно такое поведение, они:
- теряются, плачут, бояться страшного;
- не могут переключить внимание с одной ситуации на другую;
- не могут включиться в коллективную игру, занятие;
- плачут при расставании с родителями;
- в конкретной ситуации не знают как поступить;
- часто плачут, падают на пол, бьют ногами и руками;
- зависят от конкретной ситуации (вошел и не вышел из ситуации);
- низкий уровень произвольного поведения;
- безынициативность и внешняя послушность взрослому;
- ребенок может принять поставленную перед ним задачу, но не может решить ее.
Причиной АФФЕКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАЧАСТУЮ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ли-бо патологической наследственностью, либо неблагоприятными воз-действиями на ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых ранних этапах его жизни. По вопросу о наследственной психопатии существуют разные точ-ки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как пато-логия характера. Другие рассматривают психопатию как зача-точные или неразвившиеся формы психических заболеваний. Большинство авторов отмечают, что психопатические личности встречаются чаще в семьях, где в наследственности имели место психические заболевания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16