Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

По такому же типу можно составить и схему наблюдений за эмоциональ-ным состоянием группы детского сада. Поскольку вы уже выявите тип реагирования каждого ребенка на травмирующую ситуацию, можно в групповую схему заносить обобщен-ные оценки положительных и отрица-тельных эмоций. Это могут быть оценки степени проявлений радости (Р), гнева (Г) и страха (С) (табл. 1).

Таблица 1. Схема наблюдения и оценки эмоциональных состояний группы детей

Фамилия

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность (свободная игра)

Индивидуаль-ное поведение

Поведение в общении

Индивидуаль-ное поведение

Поведение в общении

Индивидуаль-ная

Совместная

1. 2.

Р Г С

Р Г С

Р Г С

Р Г С

Р Г С

Р Г С

Как установить причины эмоционального неблагополучия детей?

На следующем этапе педагогической оценки эмоционального состояния ребенка-дошкольника надо установить причины эмоционального неблагопо-лучия, определить объект или ситуа-цию, вызвавшую травмирующие пере-живания.

В рассказах о «неблагополучных», «проблемных» детях воспитатели в большинстве случаев в качестве таких причин называют неблагоприятную

обстановку в семье. Действительно, семья играет значительную роль в развитии ребенка. Однако хочется напомнить, что ребенок находится в детском саду больше половины време-ни, в которое он активен. В связи с этим воспитателям прежде всего необ-ходимо выявлять причины эмоцио-нального дискомфорта, возникающие у ребенка во время его пребывания в детском саду. Пользуясь предложенными выше схемами наблюдения и фиксации эмоционального состояния ребенка, можно не только оценить это состояние и определить его сте-пень, но и понять причины, вызвавшие те или иные эмоции. Например, вы отмечаете, что в режимный момент в разделе, характеризующем индивиду-альное поведение, у ребенка устойчи-вые внешние проявления страха. В этом случае вы обращаете внимание на те ситуации, которые его вызыва-ют. Может быть, Петя не умеет сам завязывать шнурки и испытывает страх перед возможной неудачей, а у Васи не получается самостоятельно есть? Наблюдая за поведением Кати в процессе общения, вы заметили, что она старается привлечь ваше внима-ние то новым платьем, то новой прической. Вы были заняты и всего пару раз не обратили на это внима-ния -- в результате девочка обиде-лась, стала робкой и замкнутой. Индивидуальная схема поможет вам сориентироваться, когда именно вы совершили промах. Ориентируясь на групповую схему, вы можете опреде-лить, в какие моменты и какие ваши воспитательные или образовательные действия вызывают у детей состояние дискомфорта, а какие доставляют им удовольствие. Например, вы видите, что в организованной деятельности у детей в большинстве случаев средние проявления гнева или страха, в совместной игре -- преобладает ра-дость. Значит, вам больше удается просто общаться и играть с детьми. Обратите внимание на ваши действия и стиль общения на занятиях. Более тщательный анализ своей деятельнос-ти в этой сфере проводите по индивидуальным схемам, где указаны числа. Таким образом легко восстано-вить в памяти травмирующее событие для каждого ребенка, установить его повторяемость. Если вы видите, что одна и та же ситуация на занятиях вызывает негативные эмоции у мно-гих детей, вам следует проанализиро-вать и пересмотреть свои действия.

Несмотря на то, что вы не в состоянии устранить негативные при-чины, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в семье, инфор-мация о ней даст вам возможность помочь ребенку преодолеть многие отрицательные эмоции. Целесообраз-но провести анкетный опрос родите-лей или других близких ребенку людей. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным на-строением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Для уточнения своих наблюдений, помимо предло-женных выше схем наблюдения, его родителям хорошо задать вопросы, характеризующие сон, аппетит и эмо-циональное состояние (настроение) их ребенка.

Как было показано, эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большой степени определяется его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется. Дружес-кие связи возникают и угасают. Дети ссорятся и мирятся. Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой, предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет, и наоборот. Поэтому изу-чать взаимоотношения детей в группе следует постоянно, а фиксировать результаты раз в 1--2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешать-ся, помочь отвергаемым детям, найти путь повышения статуса детей изоли-рованных.

Как изучать взаимоотношения дошкольниов? Можно в течение какого-то определенного времени (например, во время свободной игры или прогул-ки) отмечать, сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положе-ние которого в группе вы изучаете, и сколько раз он сам проявлял инициа-тиву в установлении контактов. Задавайте ребенку вопросы о том, с кем он дружит, с кем бы хотел дружить, нравятся ли ему дети в группе, кто не нравится и почему. Нужно постараться выяснить, хочется ли ребенку вообще посещать детский сад. Необходимо посмотреть, как он будет реагировать на ваши вопросы, фиксируйте интонацию, за-минки, нежелание отвечать, несовпа-дения в ответах. Например, ребенок может среди своих друзей назвать того, кто его другом реально не является. Это говорит о том, что ребенок выдает желаемое за действи-тельное и его, возможно, беспокоит отсутствие дружеского расположения конкретного сверстника. Отсюда не-далеко и до появления отрицательных эмоций.

Чтобы получить более непосредст-венные ответы, облегчить дошкольни-ку задачу оценки взаимоотношений. Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко предлагают проводить беседу в игро-вой форме[6,95], используя кукол-марио-неток, сказочных персонажей, героев мультфильмов. В такой игре ребенку, использующему роль кого-то из игру-шечных участников эксперимента, предлагают вообразить своего героя в детском саду. Пусть этот персонаж ответит: с кем бы он хотел сидеть за одним столом? С кем ему приятнее всего играть в саду и дома? Кому бы он дал поиграть свою любимую игрушку? Сопоставьте результаты, по-лученные в беседе и в игровой ситуации. Есть ли различия? Как вы думаете почему?

Вы уже убедились, что отвечать на прямые вопросы типа «Кто тебе нра-вится?» ребенку трудно, поэтому пред-лагаем провести исследование взаимо-отношений, используя классический метод социометрии в удобной для дошкольников форме [19,73]. Можно Организовать игру «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собст-венному выбору подарить предложен-ные ему три открытки трем детям группы. Подготовьте список детей группы и поставьте против каждой фамилии порядковый номер. Для каж-дого участника понадобится один кон-верт. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель дру-гой группы, методист или заведую-щий). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все будут дарить друг другу красивые кар-тинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить детям, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают три открытки и говорят: «Ты можешь по-дарить их тем детям, которым захо-чешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем детям, которые сейчас болеют». Для удобства можно использовать кон-верты с именами каждого ребенка группы. После того как ребенок сделал выбор, он выходит из группы, чтобы не встречаться с другими детьми до окончания эксперимента. Когда пос-ледний ребенок выйдет из группы, быстро посмотрите конверты и нане-сите в специально заготовленную таб-лицу с фамилиями цифры, стоящие на картинках. Например, Аня получила картинки с номерами 11, 8, 5. Вы ставите эти цифры против ее фамилии в таблице, чтобы знать, кто именно симпатизирует этой девочке. (Внима-ние: если какие-то конверты оказались пустыми, вы отметьте это в своей таблице, но тут же положите в них лишние картинки, чтобы не заставлять детей переживать отрицательные эмо-ции.) Затем все дети приглашаются в группу. Им предлагается сосчитать, у кого сколько картинок. Тот, кто на-брал больше всех, становится победи-телем. Для детей игра окончена, для вас -- еще нет. Впереди -- обработка материала. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «изолированных», «приня-тых». Дети, получившие 6--7 «подар-ков», попадают в «предпочитаемые»; 3--5 -- это «принятые»; 1--2 -- «непри-нятые»; не получившие ничего -- «изо-лированные».

Прежде чем делать окончательные выводы, игру с новым набором материалов можно повторить через 2--3 недели. Тогда случайные, сиюми-нутные антипатии и симпатии можно будет сопоставить с более устойчивы-ми взаимоотношениями.

Подсчитав, сколько детей находится на каждой выделенной ступеньке («предпочитаемые», «принятые», «не-принятые» и «изолированные»), можно сделать вывод об уровне благополучия взаимоотношений в целом, о климате в группе. Хороший климат -- большин-ство детей попали в «предпочитаемые» и «принятые», удовлетворительный -- количество «предпочитаемых» прибли-зительно равно количеству «изолиро-ванных». Важный показатель благопо-лучия взаимоотношений -- взаимность выборов. Находят ли дети отклик на стремление к общению?

Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние?

Итак, вы зафиксировали эмоцио-нальные переживания того или иного ребенка в различных условиях, про-анализировали причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие, и вы-явили присущий ему тип реагирова-ния на травмирующую ситуацию или предмет. Ваша задача на следующем этапе заключается в том, чтобы найти способы преодоления негативного эмоционального состояния или, в крайнем случае, компенсации тех неблагоприятных условий, которые его вызвали.

Например, ребенок часто пугается. Лучший выход из положения -- установить причину страха и попы-таться снять ее или помочь ребенку посмотреть на пугающую ситуацию с другой точки зрения. Так, в извест-ном мультсериале «Ну погоди!» волк показан не столько страшным, сколь-ко глупым и неуклюжим, заяц с легкостью побеждает его. Такой волк вызывает даже сочувствие, а сами ситуации в мультфильме приводят ребенка к выводу, что волки могут быть не страшные, а смешные.

Вернемся к нашим примерам. Вова, переживая неуспех своей деятельности на занятиях по развитию речи, стал печальным и замкнутым. В этом случае налицо признаки тревожного поведения. Его эмоциональный дис-комфорт связан с ожиданием оценки, которую ему даст воспитатель на следующем занятии, предчувствием несправедливости по отношению к себе. Пока не упущен момент, Вову желательно поощрять, положительно подкреплять правильные ответы, под-бадривать, выражая уверенность в том, что он справится с заданием. Ни в коем случае не следует обсуждать при всех его неправильные ответы. Очень спокойно надо объяснить ре-бенку, в чем его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие так ошиба-ются, ничего страшного в этом нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.