Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

* Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.

* Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребенка, а в смысле эмоциональной вовлеченности в нее.

* Я целиком рядом с ребенком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.

* Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребенок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

* Я должна быть терпеливой: чем меньше ждешь результатов, тем быстрее они появятся.

Я настроена на получение удовольствия от общения с ребенком.

Одно из преимуществ метода игро-вой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудова-ния и подготовки. Процесс совмест-ной с ребенком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).

Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и под-собных средств. Известно, что дети очень любят возиться с водой и песком. А как мы на это обычно реагируем? «Не подходи, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание поближе познако-миться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в под-ростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.

Ну а если разрешить детям пере-жить «песочный период»? Пусть копа-ются в мокром песке, закапывают в нем машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребенок, тем длительнее «песочный период».

Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться во что угодно. Не существует правильного или не-правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе.

Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минималь-ными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока они не нужны.

Процесс установления запретов де-лится на несколько этапов.

Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребенка, Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил свое поведение.

Этап 2. Сообщите ребенку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребенку принять на себя ответственность и действовать соответственно.

Этап 3. Укажите ребенку приемлемую альтерна-тиву,

Вот как описывает момент наложе-ния запрета в процессе игровой терапии известный психотерапевт Лэндрета Г. Л. в книге «Игровая терапия: искусство отношений» (М.: Международная педагогическая акаде-мия, 1994.- С. 226). .

Терапевт. Роберт, я вижу, ты и в самом деле на меня рассердился.

Роберт. Да! И сейчас точно тебя пристрелю.

Терапевт. Ты так сильно рассердил-ся на меня, что готов меня застре-лить. (Роберт к этому времени заря-жает ружье и начинает прицеливаться в терапевта.) Но я здесь не для того, чтобы в меня стреляли.

Роберт (прерывает врача прежде, чем тот успевает изложить ограничения). Ты не можешь остановить меня. Никто не может! (Прицеливается.)

Терапевт. Ты такой сильный, что никто не может тебя остановить. Но я здесь не для того, чтобы в меня стреляли. Ты можешь представить себе, что Бобо -- это я (указывает на Бобо -- куклу с непрорисованным лицом), и выстрелить в Бобо?

Роберт (разворачивает дуло, прицели-вается в Бобо и вопит). Получай!

Самое главное в этой беседе, что взрослый принимает агрессивность ребенка, причем не только помогает ему выразить свои чувства в социаль-но приемлемой форме, но и учит управлять собственным поведением.

Этап 4. Предъявите ребенку ультиматум -возможность последнего выбора, Его условия должны быть сформулированы очень четко, чтобы ребенок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь все, что он сделает, станет следствием его собственного решения. Например, «Если ты решишь все-таки выстрелить в меня, значит, ты принял решение больше не играть сегодня с ружьем; покинуть игровую комнату и т. д.» Если ребенок продолжает демонстрировать свои агрессивные намерения, условия ультиматума реализуются, но ребенок не чувствует себя нака-занным, а воспринимает действия взрослого как естественное следствие своего выбора.

Какие результаты дает игровая тера-пия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике, приоб-ретают способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми; легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более «пристойными» способами; в их игро-вой деятельности начинают преобла-дать сюжетно-ролевые игры с отобра-жением взаимоотношений людей.

Смогут ли работать по этой методи-ке воспитатели? Несомненно. Ведь главное для достижения результатов не психологические знания, а умение тонко чувствовать состояние ребенка и разговаривать с ним на одном языке. С этой точки зрения многим воспитателям нет равных. Нужна ли эта форма работы в детском саду? Мне хочется ответить словами ребенка: «Когда я к вам иду, мне всегда весело». Ради этого стоит работать.

2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта.

В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера.

Если ребенок приучен к тому, что его желание легко и беспрепятственно удовлетворяются окружающими ребенка людьми, то непривычное для ребенка появление препятствий на пути удовлетворения его потребностей и желаний может вызвать аффекты гнева, ярости. А это можно продиагностировать в ходе наблюдения за поведением ребенка, за его эмоциями, переживаниями.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравне-нию со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка -- его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, призна-ют его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоцио-нальное благополучие, чувство уве-ренности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

При изучении эмоциональных явле-ний психологи разделяют их в зависи-мости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятель-ности[6,71]. К первой группе относятся настроения -- более или менее дли-тельные эмоциональные состояния, об-разующие исходный фон жизнедея-тельности. Ко второй -- чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предме-ту. К третьей -- собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощу-щая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружаю-щих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портит-ся, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с часты-ми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональ-ном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоци-ональное неблагополучие может воз-никать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отри-цательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспита-теля и сверстников. На занятиях по развитию речи Вова стремился пра-вильно ответить на вопрос воспитате-ля, назвать предметы из стекла. Он назвал бутылку, что вызвало смуще-ние воспитателя, и он не отметил правильный ответ Вовы. Затем он назвал чашку, которая уже была названа Катей. Воспитатель это под-черкнул. Когда же Вова сказал, что тарелка тоже стеклянная, его ответ был назван неправильным. На следу-ющем занятии Вова не старался ответить быстрее всех, не тянул руку, был молчалив и печален. На этом примере можно проследить, каким образом действия воспитателя приве-ли к негативному эмоциональному состоянию ребенка. Во-первых, Вова не получил положительного подкрепления своей познавательной актив-ности и ощутил неудачу своей дея-тельности, а во-вторых, не нашел понимания в общении с воспитате-лем. Кроме того, мог понизиться и его социальный статус в группе, поскольку ситуация происходила на глазах у сверстников.

Другой случай. На прогулке Вита-лик замахнулся на Колю лопаткой, хотя никаких видимых причин для этого не было. При наблюдении за поведением этого ребенка в свобод-ной игре выявилось, что другие дети не хотят с ним играть, избегают его, хотя он пытался вовлечь в игру то одного ребенка, то другого. В ситуации наблюдения один воспита-тель читал группе детей книгу, другой организовал игру в кубики. Некоторые дети играли самостоятель-но. Именно с ними и пытался установить контакт Виталик. Оказа-лось, что он новичок и еще не адаптировался к новым условиям. Однако воспитатели не обратили внимание на то, что у ребенка не складываются отношения со сверст-никами, он становится изгоем. Они не попытались помочь ему войти в группу сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных пережи-ваний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или ина-че--в особой избирательности дейст-вий, поступков, отношения к другим людям. Из двух приведенных приме-ров видно, что у Вовы эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, которое в дальнейшем может привести к застенчивости и замкну-тости, а у Виталика преобладают раздражительность и гнев, которые усиливают его агрессивность.

Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослым. В младенчестве впервые возникает такое эмоциональное обра-зование, как привязанность к близко-му человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравст-венных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоци-онально насыщенной форме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.