Рефераты. Работа педагога-психолога с трудными детьми

Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

Аномальное поведение -- ответная реакция ребенка на ситуа-цию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она силь-но затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в созна-нии, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство.

Расстройство -- приобретенная форма поведения. Оно не свя-зано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обыч-но сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, соз-дающая для него определенные трудности и приводящая к пере-живаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания.

Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловле-на пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирова-ния. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен нау-читься самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком об-ременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся -- для взрослых, но естествен-ное для ребенка в возникшей ситуации.

Сегодня все чаще высказывается мнение, что ребенку необхо-дима почти не ограниченная свобода в его развитии. Тогда, мол, он вырастает свободной, раскрепощенной личностью. При этом обычно ссылаются на теорию свободного воспитания и ее якобы положительные результаты -- формирование творческой лично-сти. Особенно ее поддерживают воспитатели и учителя, самоуст-ранившиеся от сложного и многотрудного воспитательного про-цесса. Может, одному из сотни при благоприятном стечении обстоятельств и посчастливится вырасти нормальным человеком. Остальные же дети, предоставленные самим себе, только наращивают нецеленаправленное, нецелесообразное поведение. Посмотрите на детей из «канализационных люков», растущих «свободно» и независимо. Злейшему врагу своему не пожелаешь такой «свободы». Нет, не свободу нужно предоставлять ребенку, а правильно руководить его воспитанием. Нужно устранять излиш-ние препятствия, мешающие неопытному ребенку адаптировать-ся к жизни. Каждому хорошо известно, что ребенок, не обладаю-щий еще ни развитым умом, ни опытом жизни самостоятельно не постигнет всей ее сложности. Преступно бросать его в бушующем жизненном море.

В какие же сложные ситуации попадает ребенок, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, ос-корбляющие самолюбие, насмешки над его родителями и близки-ми, над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликт-ная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагиру-ет), все случаи депривации и многие другие причины. К сожалению, они не могут быть устранены только школьной коррекцией.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень сущест-венно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравнове-шенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям.

Без жизненных принципов и нравственного стержня, сла-бого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведе-ния не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего пове-дения взрослых людей. Как поступают взрослые -- так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт тому, чтобы брать пример со взрослых.

Закон последовательности впечатлений утверждает: то, что в жизни взрослого человека является наиболее значимым, в ребен-ке запечатлевается прежде всего. Ребенок видит взрослого не так, как мы. Внутреннюю сущность другого человека он ощущает ин-туитивно, а внешность воспринимает непосредственно. Выраже-ние взрослости для него -- прежде всего взрослые атрибуты: оде-жда, манера поведения. Сколько слез пролито из-за того, что мама не разрешает надевать девочке туфли на высоких каблуках, а папа не позволяет сыну употреблять бранные слова, которые сам с таким смаком произносит в его присутствии!

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначи-тельный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность це-ликом ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спо-койный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудно-стей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и пре-ступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вме-сте с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого -- неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быст-рый и эффективный. Но требует большого педагогического мастер-ства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его про-сто -- реалистическим воспитанием, а можем и профессиональ-но -- сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Этим путем мы и пойдем. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм бо-лее привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве та-кого мотива может выступать стремление школьника к одобре-нию взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Дети не растут, как бурьян в поле. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе коррекционного воспитания форми-рование привычки к правильному поведению, т. е. такой привыч-ки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда пра-вильное поведение становится его потребностью.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющего-ся поведения по уровням и содержанию. Нарушения -- от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, гранича-щих с серьезными нарушениями -- легко различает каждый учи-тель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни

Непослушание -- наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общест-венного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость -- краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, ини-циатива, изобретательность. Особенностью шалости являют-ся ее положительный тон, переживание огромного удоволь-ствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окру-жающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ре-бенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, актив-ность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совер-шает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства -- досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок -- это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговре-менной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неод-нократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм (от лат. -- отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влия-нию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный -- это один из видов упрямства, выражающийся в от-казе от выполнения требуемого действия. Активный -- когда ре-бенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

Основные причины возникновения детского негати-визма:

* перевозбуждение нервной системы;

* переутомление;

* протест против нечуткого, несправедливого отношения;

* капризы избалованного ребенка.

Основной способ коррекции -- это разумная требо-вательность. При запущенности применяются специальные ме-тоды.

Упрямство -- поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необос-нованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких моти-вов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать нача-тое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лжи-вость, а также может привести к расстройству нервной системы:

неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хрониче-ское состояние, то в воспитании возникают существенные про-блемы.

Капризы -- особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необос-нованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двига-тельном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникно-вения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.

Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуж-дения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются уста-лостью или недомоганием. Но преимущественно капризы -- это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.