Рефераты. Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Следующим этапом диагностики стал анализ ответов учащихся по шкале «наличия и отсутствия познавательного интереса», для этого мы посмотрели ответы детей и поставили + или - в зависимости от отношения к предметам. Так если в ответе ребенка замечено признаки познавательного интереса «мне интересно», то мы ставим +, если же ребёнок отвечает, не знаю или ставит прочерк то ставим -.

Проанализировав ответы детей мы можем разделить детей на три группы:

У Й группы детей познавательный интерес наиболее развит, такие дети имеют 4+, и 1-: Таня Л, Витя К, Ольга А, Ксюша З. То есть они выделяют четыре предметы, но при этом отрицают один.

У ЙЙ группы познавательный интерес выражен умеренно, такие дети имеют 3+, и 2-:

Лена С, Саша К, Ира Ш, Марина Д, Дима Л, Андрей Г. Такие дети принимают три предметы, а остальные отрицают.

У ЙЙЙ группы познавательный интерес выражен наиболее слабо, такие дети имеют только 2+, и 3-: Женя Д, Катя Л, Максим С, Люда А, Игорь Т, Даша П, Катя И.Такие дети принимают только 2 предмета, остальные отрицают.

Формирующий эксперимент

Цель: разработка и реализация серии уроков с драматическим содержанием для активизации развития познавательного интереса учащихся.

На формирующем этапе нами проводился ряд уроков, направленных на активизацию познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.

Таблица 4

Тематика проводимых уроков с драматическим содержанием

Тема урока

Цель урока

Драматическое содержание

С.Маршак «Про козла» (Приложение 4,5)

1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

проведение

в) литературоведческой пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие:

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.

1 Чтение слов каждого из героев

2 Инсцинирование пьесы

Н.Носов: «Витя Малеев в школе и дома» (Приложение 6, 7, 8, 9,10,11)

1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

проведение в) литературоведческой пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие:

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д)воспитание критического мышления.

1 Чтение по ролям

2 Работа с иллюстраций

3 Рассказ придуманного содержания

4 Словесное рисование самого драматического эпизода

Н.Носов «Два друга» (Приложение12, 13)

.

1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

проведение в) литературоведческой пропедевтики;

в) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие:

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д)воспитание критического мышления.

1 Чтение по ролям в парах

2 Инсценирование пьесы

3 Номинации: Лучший режиссер спектакля», «Лучший актер», «Лучший художник» и т. д.

С.Козлов «Снежный цветок» (см. приложения 14, 15, 16,17)

1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

в) проведение литературоведческой пропедевтики;

г) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие:

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.

1 Чтение по ролям

2 Игра: «Я- художник» иллюстрация к одной из картин пьесы.

3 Инсценирование пьесы

КВН по всем урокам (Приложение 18)

1. Образовательные:

а) формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

б) активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

в) проведение литературоведческой пропедевтики;

г) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2 Развивающие:

а) развивать познавательный

интерес

3Воспитательные:

а) воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

б) воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

в) воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

г) воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

д) воспитание критического мышления.

1 конкурс: «Ты мне - я тебе!».

2 конкурс: «Назови пьесу».

3 конкурс: «Юные художники».

4 конкурс: «Юные писатели».

5 Инсценирование

При проведении уроков мы наблюдали, как постепенно возрастал интерес учащихся к происходящему, особенно детям нравилось читать по ролям, инсценировать пьесы, придумывать продолжение пьесам.

2.2 Анализ и оценка опытно экспериментальной работы

III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса.

Мы использовали ту же самую диагностику, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в познавательном интересе у учащихся 2б класса, полученные результаты представлены в протоколе (Приложение 3) и таблице 5.

Затем все ответы были переведены нами в бальные показатели, которые представлены в таблице 4.

Таблица 5

Уровень познавательного интереса

Список учащихся

Сумма баллов

Показатель Уровень

1

Женя Д.

49

49:11=4,4 сильный

2

Катя Л.

47

47:11=4,2 сильный

3

Лена С.

39

39:11=3,5 сильный

4

Саша К.

41

41:11=3,7 сильный

5

Ира Ш.

36

36:11=3,2 умерен.

6

Таня Л.

35

35:11=3,1 умерен.

7

Витя К.

38

38:11=3,4 умерен.

8

Марина Д.

41

41:11=3,7 сильный

9

Ольга А.

46

46:11=4,1 сильный.

10

Света Ж.

25

35:11=2,2 слабый.

11

Ксюша 3.

31

31:11=2,8 умерен

12

Дима Л.

41

41:11=3,7 сильный

13

Максим С.

32

32:11=2,9 умерен

14

Андрей Г.

32

32:11=2,9 умерен

15

Люда А.

32

32:11=2,9 умерен

16

Игорь Т.

29

29:11=2,6 умерен

17

Даша П.

42

42:11=3,8 сильный

18

Катя И.

34

34:11=3,0 умерен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.