К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами,шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет -
Ты живая или нет?
Обойдём на носочках шляпу справа.
Обойдём на носочках шляпу слева.
Подойдём к шляпе ближе.
Изобразите на лице страх.
Подпрыгнем от испуга.
Улыбнитесь, к вам подошёл котёнок. Присядьте и погладьте его.
(Дети гладят котёнка и передают его по кругу).
Игра “Угадай рассказ” - по иллюстрациям
“Заплатка”
“Репка”
“Ступеньки”
- “Фантазёры”
“Пистолет”
V. Обозначение проблем
- Согласны ли вы с тем, что Н.Носов в своей повести предлагает своим читателям для обдумывания ни одну, а целый ряд проблем?
- Попробуем выделить их - работа в группах.
Воспитание трудолюбия
Борьба с подсказками
Взаимоотношения с одноклассниками
Дружба
Доброе отношение к животным
VI. Чтение и анализ 3 главы.
- Прочтите первый абзац самостоятельно.
- Что случилось в классе?
- Прочтём вслух.
VI. Чтение по ролям (разговор Ольги Николаевны с детьми) - готовит одна из групп
VII. Дискуссия “ЗА и ПРОТИВ” 1 группа - аргументы “ЗА”
2 группа - аргументы “ПРОТИВ”
3 группа - эксперты
VIII. Работа в парах
Собрать пословицы.
Друязь позтсянаю в дебе. (Друзья познаются в беде).
Кавыко дытру, такоыв и плоыд. (Каковы труды, таковы и плоды).
Терниепе и друт вёс репетрут. (Терпение и труд всё перетрут).
Деворе дежитсяр кормяни, а векочел друмизья (Дерево держится корнями, а человек друзьями).
1 пара готовит устно сообщение-отзыв.
IХ. Обобщающая беседа
- Чем понравилась вам эта повесть?
- Что запомнилось больше?
- Будете рекомендовать её для чтения своим друзьям?
Х. Итог урока, выставление отметок.
ХI. Домашнее задание. Написать сообщение - отзыв (по схеме).
Приложение 11
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока. «Обобщающий урок по произведению
Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Цели: Образовательные:
формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
проведение литературоведческой пропедевтики;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
активизировать развитие познавательного интереса
развивать устную речь учащихся;
формировать читательскую самостоятельность;
развивать образное и логическое мышление;
воссоздающее творческое воображение детей;
развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;
расширять кругозор детей;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
развивать всё многообразие психических процессов;
развивать фонематический слух.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
воспитание критического мышления.
Оборудование: декорации к инсценированию отрывка
(рисунки убранства комнаты, игрушка «собака»), слова для составления таблицы.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Прозвенел звонок на наш урок. Вы готовы отвечать И оценки получать? Если да - то улыбнитесь И тихонечко садитесь.
(проверка готовности к уроку)
II. Блиц-опрос.
- Как называется раздел, который мы изучаем?
(«Мир - театр, а люди - актёры»)
- Произведения, какого жанра помещены в этом разделе?
(в основном, пьесы)
- Что такое пьеса?
(Пьеса - драматическое произведение для театрального представления)
- Какое произведение читали в этом разделе, но оно не относится к пьесе?
(Н. Носов Митя Малеев в школе и дома»)
- К какому жанру относится это произведение?
(повесть)
- Что такое повесть?
(Повесть - литературное повествовательное произведение)
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем выразительно читать отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», инсценировать отрывок из пьесы Н. Носова «Два друга», выявим отличительные черты повести и пьесы.
IV. Работа над пьесой.
- Где можно увидеть пьесу?
- Какие черты характерны для пьесы?
(заполнение таблицы)
Пьеса
Повесть
в форме диалога
действующие лица
действие происходит сейчас
ремарки
деление текста на действия
нет слов автора
нет описаний
- Чтобы поставить пьесу на сцене, какие профессии нам понадобятся?
- Какие рекомендации и кому может дать режиссёр?
- Дома вы все пробовали себя в качестве декораторов.
- Что вы изобразили в тетрадях? Опишите свои декорации.
- Каким вы представили себе Костю Шишкина и Витю Малеева?
- Какие костюмы вы нарисовали?
- Что должно быть характерно в костюмах и во внешнем виде для Кости, что для Вити? (инсценирование отрывка из пьесы)
- Понравилась ли вам игра актёров?
- Кто на ваш взгляд, лучше всех справился со своей ролью?
V. Физминутка.
VI. Работа над отрывком из повести.
- Назовите отличительные черты повести.
повествовательное содержание
персонаж, герой
о ком-то рассказывается
деление текста на главы
есть слова автора
есть описания
- На сколько частей мы разделили отрывок из повести?
(на три:! - Болезнь Кости; 2 - Тайное становится явным; 3-Я больше не буду.)
- Расскажите кратко, что произошло, когда вернулся Лёня за своими перчатками, которые он забыл у Кости? (краткий пересказ второй части)
- Как Костя Шишкин пытался оправдаться перед ребятами?
- Отрывок о том, как пришла Ольга Николаевна, мы прочитаем по ролям.
- Как вы считаете надо читать слова Кости? Вити?(чтение по ролям)
- Какое обещание дал Костя Шишкин?
VII. Сравнение черт повести и пьесы.
- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась в ходе урока.
- Чем же отличаются друг от друга повесть и пьеса?
(соедините противоположности)
- Зачем авторы учебника в раздел, который мы изучаем, поместили не только пьесу Н. Носова, но и отрывок из повести с таким же содержанием?
VIII. Итог урока.
- Чему учит произведение Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома?»
- Можно ли Витю и Костю назвать настоящими друзьями? Почему?
IX. Домашнее задание.
1. Прочитать ещё одну главу из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
2. Ответить на вопросы.
3. Сочинить свою пьесу.
Приложение 12
Класс: 2б
Тема: Н.Носов «Два друга»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16