Рефераты. Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

К шляпе дружно подойдём,

Её взглядом обведём!

С нами,шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет -

Ты живая или нет?

Обойдём на носочках шляпу справа.

Обойдём на носочках шляпу слева.

Подойдём к шляпе ближе.

Изобразите на лице страх.

Подпрыгнем от испуга.

Улыбнитесь, к вам подошёл котёнок. Присядьте и погладьте его.

(Дети гладят котёнка и передают его по кругу).

Игра “Угадай рассказ” - по иллюстрациям

“Заплатка”

“Репка”

“Ступеньки”

- “Фантазёры”

“Пистолет”

V. Обозначение проблем

- Согласны ли вы с тем, что Н.Носов в своей повести предлагает своим читателям для обдумывания ни одну, а целый ряд проблем?

- Попробуем выделить их - работа в группах.

Воспитание трудолюбия

Борьба с подсказками

Взаимоотношения с одноклассниками

Дружба

Доброе отношение к животным

VI. Чтение и анализ 3 главы.

- Прочтите первый абзац самостоятельно.

- Что случилось в классе?

- Прочтём вслух.

VI. Чтение по ролям (разговор Ольги Николаевны с детьми) - готовит одна из групп

VII. Дискуссия “ЗА и ПРОТИВ” 1 группа - аргументы “ЗА”

2 группа - аргументы “ПРОТИВ”

3 группа - эксперты

VIII. Работа в парах

Собрать пословицы.

Друязь позтсянаю в дебе. (Друзья познаются в беде).

Кавыко дытру, такоыв и плоыд. (Каковы труды, таковы и плоды).

Терниепе и друт вёс репетрут. (Терпение и труд всё перетрут).

Деворе дежитсяр кормяни, а векочел друмизья (Дерево держится корнями, а человек друзьями).

1 пара готовит устно сообщение-отзыв.

IХ. Обобщающая беседа

- Чем понравилась вам эта повесть?

- Что запомнилось больше?

- Будете рекомендовать её для чтения своим друзьям?

Х. Итог урока, выставление отметок.

ХI. Домашнее задание. Написать сообщение - отзыв (по схеме).

Приложение 11

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока. «Обобщающий урок по произведению

Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Цели: Образовательные:

формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

проведение литературоведческой пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

активизировать развитие познавательного интереса

развивать устную речь учащихся;

формировать читательскую самостоятельность;

развивать образное и логическое мышление;

воссоздающее творческое воображение детей;

развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;

расширять кругозор детей;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;

развивать всё многообразие психических процессов;

развивать фонематический слух.

Воспитательные:

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

воспитание критического мышления.

Оборудование: декорации к инсценированию отрывка

(рисунки убранства комнаты, игрушка «собака»), слова для составления таблицы.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок на наш урок. Вы готовы отвечать И оценки получать? Если да - то улыбнитесь И тихонечко садитесь.

(проверка готовности к уроку)

II. Блиц-опрос.

- Как называется раздел, который мы изучаем?

(«Мир - театр, а люди - актёры»)

- Произведения, какого жанра помещены в этом разделе?

(в основном, пьесы)

- Что такое пьеса?

(Пьеса - драматическое произведение для театрального представления)

- Какое произведение читали в этом разделе, но оно не относится к пьесе?

(Н. Носов Митя Малеев в школе и дома»)

- К какому жанру относится это произведение?

(повесть)

- Что такое повесть?

(Повесть - литературное повествовательное произведение)

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем выразительно читать отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», инсценировать отрывок из пьесы Н. Носова «Два друга», выявим отличительные черты повести и пьесы.

IV. Работа над пьесой.

- Где можно увидеть пьесу?

- Какие черты характерны для пьесы?

(заполнение таблицы)

Пьеса

Повесть

в форме диалога

действующие лица

действие происходит сейчас

ремарки

деление текста на действия

нет слов автора

нет описаний

- Чтобы поставить пьесу на сцене, какие профессии нам понадобятся?

- Какие рекомендации и кому может дать режиссёр?

- Дома вы все пробовали себя в качестве декораторов.

- Что вы изобразили в тетрадях? Опишите свои декорации.

- Каким вы представили себе Костю Шишкина и Витю Малеева?

- Какие костюмы вы нарисовали?

- Что должно быть характерно в костюмах и во внешнем виде для Кости, что для Вити? (инсценирование отрывка из пьесы)

- Понравилась ли вам игра актёров?

- Кто на ваш взгляд, лучше всех справился со своей ролью?

V. Физминутка.

VI. Работа над отрывком из повести.

- Назовите отличительные черты повести.

(заполнение таблицы)

Пьеса

Повесть

повествовательное содержание

персонаж, герой

о ком-то рассказывается

деление текста на главы

есть слова автора

есть описания

- На сколько частей мы разделили отрывок из повести?

(на три:! - Болезнь Кости; 2 - Тайное становится явным; 3-Я больше не буду.)

- Расскажите кратко, что произошло, когда вернулся Лёня за своими перчатками, которые он забыл у Кости? (краткий пересказ второй части)

- Как Костя Шишкин пытался оправдаться перед ребятами?

- Отрывок о том, как пришла Ольга Николаевна, мы прочитаем по ролям.

- Как вы считаете надо читать слова Кости? Вити?(чтение по ролям)

- Какое обещание дал Костя Шишкин?

VII. Сравнение черт повести и пьесы.

Пьеса

Повесть

в форме диалога

повествовательное содержание

действующие лица

персонаж, герой

действие происходит сейчас

о ком-то рассказывается

ремарки

деление текста на главы

деление текста на действия

нет слов автора

есть слова автора

нет описаний

есть описания

- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась в ходе урока.

- Чем же отличаются друг от друга повесть и пьеса?

(соедините противоположности)

- Зачем авторы учебника в раздел, который мы изучаем, поместили не только пьесу Н. Носова, но и отрывок из повести с таким же содержанием?

VIII. Итог урока.

- Чему учит произведение Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома?»

- Можно ли Витю и Костю назвать настоящими друзьями? Почему?

IX. Домашнее задание.

1. Прочитать ещё одну главу из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

2. Ответить на вопросы.

3. Сочинить свою пьесу.

Приложение 12

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 2б

Тема: Н.Носов «Два друга»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.