Рефераты. Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

a. Учитель + учащиеся

b. Чтение “Цепочкой”

c. Учитель + учащиеся.

d. Чтение “Догони - ка”.

e. Учитель + учащиеся

VI. Работа над содержанием главы.

Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?

Кто является главным героем повести?

Понравился ли вам этот герой? Чем?

Что бы вы ему посоветовали?

Кто был близким другом Кости Шишкина? Каким мальчиком был Витя?

Почему он оказался втянут им в эту историю?

Как Вите нужно было поступить с самого начала?

VII. Словесное “рисование”.

- “Нарисуйте” словами каждого из главных героев, используя слова из текста.

VIII. Чтение текста учащимися про себя и деление его на части.

IX. Работа над содержанием каждой части.

- На сколько частей можно разделить эту главу повести? (На три.)

1-я часть.

Какими словами заканчивается 1-я часть? (“... запрыгал по комнате”)

Как можно озаглавить эту часть? (“Шишкин болен”.)

Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?

Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом

Костя разговаривал с ребятами?

Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?

Как ребята подбадривали больного?

2-я часть.

Какими словами заканчивается 2-я часть? (“...Надо учиться”.)

Как можно озаглавить эту часть? (“Секрет раскрыт”.)

Кто раскрыл секрет Шишкина? Как это случилось?

Как ребята отнеслись к обману Шишкина?

Как он пытался объяснить свой обман?

3-я часть.

Как можно озаглавить 3-ю часть? (“Обещание Шишкина”.)

О чем говорится в этой части?

Как Костя объяснил свои прогулы?

Как ученики относились к своей учительнице Ольге Николаевне? Какие слова текста подтверждают это?

Какое обещание дал Костя Шишкин?

С какой просьбой обратился Костя к учительнице? Как она отреагировала на эту просьбу?

X. Работа с иллюстрациями учебника.

- Какой момент отображен на рисунке

XI. Составление плана

Шишкин болен

Секрет раскрыт

Обещание Шишкина

XII. Чтение “Будь внимателен”

- Ну, ты ведь болен

- Скоро пришли ребята

- Ничего, ребята, ко мне ведь Витя каждый день приходит

-Может быть, - говорит Шишкин

- Горькая! - сказал Костя и скорчил такую физиономию…

- Вот как всё хорошо вышло, - закричал он

- Так вот какой ты больной, - воскликнул Лёня.

XIII. Работа с учебником стр.99. Работа в парах. Чтение по ролям.

XIV. Работа с текстом. Найди пропущенное слово.

Шишкин помолчал, потом взглянул на Ольгу Николаевну исподлобья и сказал:

Я хочу ___________________в школу!

Что ж, это самое лучшее, что ты мог придумать.

Только условие: ты ________________обещание, что исправишься и будешь хорошо учиться.

Я теперь ___________, -- сказал Шишкин.

- Ну, смотри, Завтра с утра приходи в школу, а я _____________________, чтоб он разрешил тебе продолжать учиться,

- Я приду,

Ольга Николаевна сказала нам всем, чтобы мы шли домой делать уроки.

Костя увидел, что она ____________________уходить, и сказал:

-- Ольга Николаевна, я хочу__________________, не говорите маме!

Почему? -- спросила Ольга Николаевна

Я теперь буду__________________, только не говорите!

XV. “Жужжащее” чтение стр. 100 - 101 (чтение на 1 минуту про себя)

Тут снова послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь. Шишкин, вместо того чтобы отворить юркнул, как мышь, в постель и накрылся одеялом. Я отворил дверь и увидел Ольгу Николаевну.

-- О, да тут всё звено! -- сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. -- Решили навестить больного товарища?

Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой. Ольга Николаевна подошла к нему:

Что ж это ты, Костя, расхворался у нас? Что у тебя болит?

Ничего у него не болит! -- сказал Юра. -- Он вовсе не болен.

Как -- не болен?

Ну, не болен, и всё!

Шишкин увидел, что теперь уже всё равно всё пропало. Он вылез из-под одеяла, уселся на кровати и, свесив голову вниз, стал смотреть на пол. Ольга Николаевна обвела взглядом ребят, увидела меня и сказала:

-- Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?

От стыда я не знал куда деваться.

Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал?

Это не я сказал. Это он сказал, чтоб я сказал.

Я и сказал.

Сколько слов почитали?

XVI. Подведение итогов

1. Каких видов чтения не было на уроке?

Учитель + ученик

Чтение “цепочкой”

“Будь внимателен”

“Эхо”

Чтение по ролям

“Спринт”

“Жужжащее чтение”

“Внимательный читатель”

Найди пропущенное слово

2. Чему учит этот отрывок из повести?

3. Какие выводы, по вашему мнению, сделал для себя Костя Шишкин?

XVII. Оценивание работы учащихся на уроке

ХVIII. Домашнее задание на выбор учащихся.

Подготовить полный пересказ одной из частей 15 главы.

Подготовить краткий пересказ по плану.

Шишкин болен

Секрет раскрыт

Обещание Шишкина

Рекомендация: прочитать всю повесть Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома”.

Приложение 10

Конспект урока по литературному чтению

Класс:

Тема: Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Цели урока:

Образовательные:

продолжить работу над идейно-смысловым и художественным содержанием повести Н.Носова “Витя Малеев в школе и дома”;

формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

проведение литературоведческой пропедевтики;

формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

Активизировать развитие познавательного интереса

развивать устную речь учащихся;

формировать читательскую самостоятельность;

развивать образное и логическое мышление;

воссоздающее творческое воображение детей;

развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;

расширять кругозор детей;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;

развивать всё многообразие психических процессов;

развивать фонематический слух.

Воспитательные:

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;

воспитание критического мышления.

Оборудование:

книга,

портрет писателя,

папка детских работ,

схема-отзыв на прочитанное произведение,

опорная схема “Толстые - тонкие вопросы”,

пословицы о труде.

Ход урока

I. Организация детей на урок.

- Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

II. Cообщение темы урока. Постановка цели.

- Сегодня наш класс - это литературная гостиная. А вам - юным литературоведам предлагается для обсуждения книга Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома”.

- Следует отметить, что наш урок посвящён сразу двум датам.

- Какую дату мы будем отмечать в 2008 году? (100-летие со дня рождения)

- В одной из книг я прочла такие строки про Н.Носова

- Чем ценны и интересны для нас книги Н.Носова?

- Я думаю будет справедливым вспомнить сегодня и те книги, на которых вы росли

- Почему именно книгу “Витя Малеев в школе и дома” мы взяли для столь глубокого, внимательного изучения в этом году? (55-летие вручения Гос.премии

Н.Носову за повесть “Витя Малеев в школе и дома”)

III. Вступительная беседа.

- Вспомните день, когда вы впервые взяли в руки книгу.

- Что увидели на обложке и какие у вас возникли предположения?

- К какому жанру относится данное произведение?

- Верно ли утверждение о том. что Витя Малеев в начале повести и Витя в конце - два разных человека?

- Как автор относился к своему герою?

IV. Работа в группах

1 группа - Выбрать отрывок из 1 главы (С какими чувствами шёл Витя в школу)

2 группа - Отрывок из 21главы (“На душе у меня стало так хорошо, так радостно!”)

- Случайно или намеренно автор в последней главе включает описание наступающей весны?

- С какой целью это было сделано?

3 группа - Подготовьте вопросы на тему “Витя Малеев “взрослеет” (используя приём “Тонкие - толстые вопросы”) Тонкие Толстые

Кто?

Что?

Где?

Когда …?

Кто ещё …?

Зачем …?

Может …?

Будет …?

Как звали …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …? Объясните, почему …?

Почему вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если … ?

Что, если … ?

ФИЗМИНУТКА (на полу лежит мужская шляпа, под которой спрятана игрушка котёнка)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.