Рефераты. Драматическая литература как средство активизации познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

От понятия драматургии как одного из родов литературы отличается понимание драмы в более узком смысле, как одного из видов или -- как иногда называют -- одного из жанров драматургии (наряду с трагедией, комедией, водевилем, мелодрамой и т. д.). На первоначальном этапе своего развития драматургия была одним из составных элементов сложного художественно-обрядового акта, включавшего хор, диалог, пляску, пантомиму и т. д. Осмысляя первоначальную ступень истории драматургии, в развитии действия которой огромное, место занимали силы, стоящие над человеком (фатум, рок, мифологические герои и т. п.), Аристотель считал главенствующей в драматургии фабулу, а не характер человека, который являлся производным от этой фабулы, от событий. Герои в античной драматургии выступали с уже готовыми, сформировавшимися характерами, которые демонстрировались по ходу действия. На Востоке первые значительные достижения в драматургии наблюдаются в рабовладельческой Индии, в трагедиях Калидасы [4-5 вв.]. В средние века развитие драматургии было подчинено церкви, она находила претворение в формах литургической драматургии, носившей подчеркнуто дидактический и аллегорический характер.

Бурный расцвет Драматургии происходит и эпоху Возрождения, причем с особой силой в Англии и Испании. Уже не фатум, не предопределенные «высшими силами», божественным промыслом судьбы персонажей движут действие драматургии эпохи Возрождения (как и вообще драмы нового времени), а сам человек, с его индивидуальным характером, с его волей. В17 в. на смену реализму Возрождения выступают новые противоборствующие настроения. Уже в творчестве Кальдерона исследователи отмечают черты барокко. Барочная драматургия получает особое развитие в Германии, отражая и аристократическую реакцию эпохи контрреформации, и трагизм тяжелых десятилетий

В 18 в. возникает драматургия Просвещения, отразившая острый конфликт между «третьим сословием» и феодализмом. Драматургия этой эпохи отнюдь не однозначна по своему направлению. Если в творчестве Альфьери в Италии и в особенности Вольтера во Франции ощутима опора на тенденции классицистской драматургии которые, однако, служат им: для выражения несвойственных прежней классицистской драматургии тираноборческих взглядов, для того, чтобы высказать протест против фанатической преданности власти, заявить революционные идеи, то в творчестве ряда других писателей формируются совершенно новые жанры «мещанской» трагедии, «мещанской» драмы, которые оперируют материалом, игнорировавшимся идеологами «высокой» классицистской драматургии Героями таких пьес, становятся представители «третьего сословия», с, их явно идеализируемыми моральными добродетелями. [14; 34]

Драма - один из основных жанров современного театрального искусства (наряду с комедией и трагедией). Природа драмы двойственна: с одной стороны, это род искусства словесного, поэтического, с другой -- драма предназначена служить объектом сценической интерпретации. Отсюда следует, что самая структура драмы должна обладать такими качествами, которые позволили бы драму как роду искусства словесного сохранить свою независимость и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, которые позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры -- путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного материала -- дать крепкий словесный остов для спектакля. [3; 47]

Материал конструируется в драме так, чтобы перед зрителем непосредственно раскрывались внешнее и внутреннее действия в их органической обусловленности. Это значит, первое в драме мы имеем не рассказ о каком-либо действии, а прямой показ его и второе поступки действующих лиц интересуют нас в драме как знаки внутренней борьбы, в них происходящей, и обратно -- внутренняя борьба выявляется как стимул к внешнему действию.

В отличие от эпоса, где между читателем и проходящими перед ним лицами находится водитель -- автор, в драме такого сосредоточения нет. Автор драмы скрыт за своими персонажами, последние живут как бы независимо от него, воспринимает их зритель непосредственно. Герои драмы сами говорят за себя, все дано здесь под знаком происходящей между ними борьбы, отношение его, (а следовательно и зрителя) к изображаемому в драме событию является не эпически-пассивным осмыслением, а деятельным соучастием. Отсюда вытекает характерная для драмы максимальная концентрация событийного материала. [4; 56] Необходимость максимально использовать сравнительно небольшой промежуток времени, в течение которого происходит спектакль, для непосредственного показа действия -- борьбы, должна естественно приводить к строгому отбору отдельных этапов этой борьбы. Как отмечают в своих книгах Гирт немецкие теоретики, в применении к драме можно говорить о трех временных "слоях": периоде, к которому относится известное событие, времени, в которое "уложено" это событие в драме, и наконец длительности спектакля.[6; 78]Предел драматической напряженности был бы достигнут в том случае, если бы каждой минуте, проведенной в театре, соответствовала минута сценического действия, к непосредственному показу которого (в отличие от создания перспективы отдаленности, перспективы прошлого) стремится драма, было бы ярко воплощено таким путем. К этому и стремились некоторые ее формы, в частности натуралистическая и импрессионистская драма. Если время, в течение которого происходит изображенное в драме событие, реально могло бы равняться нескольким дням, то сценически оно соответствует примерно действительному темпу, и мы имеем последовательное поступательное движение событий; если же реальное событие протянулось бы несколько лет, то драматург изображает чаще всего небольшой сравнительно период, непосредственно предшествующий разрешению события, и таким образом драматическое действие совпадает с подлинным ходом событий лишь в конечных его фазах [11; 87] При такой концентрации особую трудность представляет сообщение событий, предшествующих изображаемым в драме. Выход из положения при помощи ввода "доверенных" лиц (конфидентов), в разговоре с которыми и раскрывается прошлое (в классической драме), является слишком искусственным и внутренне противоречащим существу рода: показ прошлого не в действии, а в рассказе разрушает иллюзию отсутствия автора. В этих случаях в самой экспозиции драмы (выделявшейся когда-то в особый пролог, где намечался исходный пункт подлежащего показу действия) должны заключаться предпосылки, определяющие разрешение действия на основании предшествующих изображаемому событию положений. [24; 40]

Трагедия [буквально -- козлиная песнь] греческое - один из основных жанров театрального искусства. [7; 115] Трагедия -- драматическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя. [1; 102]

Трагедия, как видно уже из самого термина, возникла из языческого ритуала, сопровождавшегося т. н. дифирамбом (хоровым песнопением) в честь древнегреческого бога Диониса. Дифирамб включал в себя зачатки диалога между хором и запевалой, и именно диалог позже стал главной формой организации всех жанров драматического и сценического искусства. [2; 90]

Обязательный составляющий элемент трагедии -- масштабность событий. В ней всегда идет речь о высоких материях: о справедливости, любви, принципах, нравственном долге и т.п. Вот почему героями трагедии часто становятся персонажи, занимающие высокое положение -- монархи, полководцы и т.п.: их поступки и судьбы оказывают решающее влияние на историческое развитие общества. Герои трагедии решают кардинальные вопросы бытия. При этом неизбежная гибель героя в финале отнюдь не означает пессимистического характера трагедии. Напротив, стремление противостоять складывающимся обстоятельствам дает обостренное ощущение торжества нравственного императива, обнажает героическое начало человеческой сущности, вызывает осознание непрерывности и вечного обновления жизни. Именно это позволяет зрителю достичь катарсиса (очищения), и показывает глубокое родство трагедии с темой циклического умирания и обновления природы.[4; 108]

Комедия (греч., от - шествие с фаллическими песнопениями в честь бога Диониса, и - песнь), один из основных жанров театрального искусства.

Опираясь на формальные признаки, можно определить комедию как произведение драматургии или сценического искусства, возбуждающее смех зрителей. Однако трудно найти другой термин, вызывавший столько теоретических споров в искусствоведении, эстетике и культурологии на протяжении всей истории своего существования. [6; 128]

Существует множество общепринятых принципов внутрижанровой классификации комедии, построенных на основе тех или иных структурных составляющих театрального произведения.[7; 138]

Так, исходя из социальной значимости, комедию принято подразделять на "низкую" (основанную на фарсовых ситуациях) и "высокую" (посвященную серьезным общественным и нравственным проблемам.) [8; 148]

Основываясь на тематике и общественной направленности, комедию подразделяют на лирическую (построенную на мягком юморе и исполненную симпатии к своим персонажам) и сатирическую (направленную на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков).[7; 150]

Однако любая из приведенных классификаций весьма условна и схематична. Таким образом, каждая из этих классификаций, скорее, выполняет подсобные функции некоего маяка, ориентира, позволяющего хоть как-то структурировать поистине безграничное разнообразие разновидностей комедии, самого гибкого, динамичного, постоянно развивающегося жанра. [2; 147]

Мы считаем, что драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика заключается в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия-осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.

Драматургия является наиболее сложным родом из литературы.

1.3 Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах

Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.[24; 27.]

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. [24; 29]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.