Рефераты. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

В теоретическом плане нами использован подход В.И. Гинецинского к определению этапов педагогического проектирования. Исследователь выделяет следующие этапы:

онстатация и оценка результатов реальной практической деятельности;

выдвижение гипотез о связи результатов с факторами учебного процесса;

построение конкретной педагогической системы - 1;

построение педагогической системы - 2 специального целевого назначения;

построение методики измерения параметров системы;

сравнение результатов измерения функционирования системы -1 и системы -2;

построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы (63).

В итоге, наша обобщённая схема, выполняющая роль «методологического ориентира» в осуществлении вузовским преподавателем проектировочной деятельности, включает в себя несколько шагов:

Шаг первый. Определение цели проектирования в выборе дидактических игр (целеполагание).

Шаг второй. Выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели развития ПЗК студентов (ориентировка).

Шаг третий. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния развития ПЗК и отношения к игре).

Шаг четвёртый. Выдвижение вариантов достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях реализации системы игр: познавательных, проектировочно-исследовательских, имитационных, комплексных (прогнозирование).

Шаг пятый. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование) и построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль), то есть уровня развития организаторских, проектировочно-конструктивных, гностических, коммуникативных, нравственных качеств личности обучающихся.

Шаг седьмой. Реализация проекта (внедрение).

Шаг восьмой. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение с ожидавшимся уровнем развития ПЗК студентов в учебно-познавательной деятельности.

Шаг девятый. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта, коррекция действий обучающихся в игровой деятельности с целью развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства.

Общий смысл методологических положений педагогического проектирования сводится к следующему: а) прежде чем что-то менять, необходимо знать сущность и исходное состояние объекта изменения; б) на основании результатов деятельности на предыдущем этапе выдвигаются гипотезы относительно желаемого будущего данного объекта; в) определение условий, детерминирующих изменение объекта, может осуществляться на собственно теоретическом уровне, на основе обобщения аналогичного опыта организации обучения и за счёт опробования вариантов проектируемой деятельности в практике; г) результаты согласования отражаются в проекте (модели) организации педагогической действительности; проекты могут быть общего и целевого назначения; д) целенаправленное применение объекта предполагает наличие системы отслеживания, оценки степени достижения запланированных результатов, которая обеспечивает обратную связь (3, 63).

Проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр, развивающих ПЗК учителя технологии и предпринимательства, осуществлялось нами с позиций основных положений системного подхода. Его сущность заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы. Наше понимание системного подхода базируется на следующем определении: “Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство” (38, С.463).

Основными системными принципами являются: целостность (принципиальная несводимость элементов системы и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и так далее внутри целого), структурность (возможность описания системы через установление её структуры, то есть сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы поведением её отдельных компонентов и свойствами её структуры), взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия), иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а используемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы), множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определённый аспект системы).

Реализация принципов целостности и структурности при педагогическом проектировании системы дидактических игр предполагает в первую очередь знание сущности и исходного состояния объекта изменения, полное представление о конкретных исходно заданных элементах системы игр и связях между ними. Учёт элементов (цель, содержание, условия, правила, субъекты и т.д.), правил их включения в систему и связей между ними обеспечивает модельное описание организации и функционирования системы игр через её структуру. Все элементы проектируемой системы игр должны быть подчинены единой цели и являются основными варьируемыми параметрами модели системы.

Если рассматривать проектируемую нами систему игр (схема 1) с позиций её организации и функционирования, то она может быть представлена как взаиморасположение системообразующих элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель - студенты), организационно-деятельностные условия дидактической игры (определение содержания и целей проведения игровой деятельности, включённость субъектов в различные виды игры, организация учебно-игровой деятельности, а также наличие системы оценок и самооценок процесса и результатов игры, социально-педагогические условия успешности игровой учебной деятельности студентов и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в дидактической игре.

Главным системообразующим элементом “по вертикали” в проектируемой нами системе дидактических игр является цель - развитие ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства при включении студентов в учебно-игровую деятельность.

Цель, выражая общую направленность педагогической системы, выступает как система конкретных задач. Следовательно, цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Поэтому цель может быть представлена как система решаемых задач. При определении цели и педагогических задач конкретной дидактической игры в учебном процессе освоения Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе мы исходим из того, что любая игра имеет многоцелевой характер, связанный с многоплановостью игровой деятельности человека, т.е. в игре происходит поэтапная реализация промежуточных целей, подчинённых в свою очередь личной цели каждого конкретного играющего. Осуществление игровой деятельности начинается с принятия субъектом игры цели. Цель осознаётся самим человеком, и процесс целеполагания принимает личностный характер.

Поскольку в качестве главной цели процесса воспитания, обучения и развития в ходе дидактической игры в ввузе мы рассматриваем развитие ПЗК личности будущего учителя технологии и предпринимательства, то достижение этой цели может осуществляться через решение таких педагогических задач, как развитие индивидуальных потребностей в саморазвитии, самообучении, самовоспитании студентов, развитие позитивного взаимодействия с сокурсниками, формирование активной позиции в игровой учебной деятельности. При достижении цели развития ПЗК личности в дидактической игре необходимо и возможно, опираясь на уже имеющиеся мотивы деятельности, вовлекать студентов в игровую учебную деятельность, способствующую развитию требуемых качеств.

Известно, что в условиях вузовского обучения между субъектами исследуемого процесса существует взаимодействие, которое представляет собой комплекс воздействий преподавателя на обучающихся, с одной стороны, обучающихся на преподавателя, с другой стороны, и, наконец, обучающихся друг на друга (схема 2).

Схема 2

Педагогическое проектирование содержания деятельности субъектов дидактических личностно развивающих игр, направленных на развитие ПЗК учителя технологии и предпринимательства

I. Подготовительный этап

1. Диагностический этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

2

Анализ учебной ситуации в группе (позитивной готовности студентов к участию в игре, их настроенности на игру, языковой компетенции, интереса студентов к предмету, характера взаимоотношений).

Диагностика индивидуальных особенностей студентов и сложившихся уровней развития ПЗК личности.

Осознание своего статуса, характера межличностных отношений.

Анализ возможностей и способности участия в игре.

Самооценка знаний, умений и навыков по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу.

Самооценка личностных качеств.

2. Этап планирования

Проектирование правил и условий успешной игровой учебной деятельности.

Постановка учебно-игровых задач.

Определение места и времени проведения игры в плане занятия в сочетании с другими методами организации учебной деятельности.

Разработка сценария ДИ и содержания деятельности студентов.

Выяснение степени готовности обучающихся к участию в прогнозировании индивидуальных способностей студентов, к разрешению проблемных или конфликтных ситуаций.

Прогнозирование возможных трудностей (психологических, языковых) и путей их преодоления.

Принятие целей ДИ.

Определение ролевого участия в игре и позитивный настрой на игру

Усвоение необходимого для игры предметного учебного материала. Формулирование собственных задач действия, представлений о пользе конкретной игры для личного развития.

II. Этап непосредственного осуществления учебно-игровой деятельности

Организация игровой учебной деятельности, развивающей ПЗК личности студентов с учётом функций игр.

Помощь и коррекция отношений и взаимоотношений.

Побуждение к активному взаимодействию.

Руководство игрой (организатор, исполнитель, арбитр, наблюдатель).

Содействие саморазвитию и самообучению студентов в игре.

Управление общением в системе субъект-субъектных отношений в игре.

Участие в игровой деятельности.

Мобилизация усилий в игровой деятельности, совместный творческий поиск путей разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальная личная инициатива в выполнении игрового действия.

Реализация личностной концепции игровой учебной деятельности.

Открытость общению и учению в ходе игры.

Стремление к самореализации, к воплощению в игре своих намерений,раскрытиюспособностей.

III. Оценочно - результативный этап

Анализ результатов игровой деятельности и взаимодействия группы.

Оценивание сложностей и трудностей в процессе игры и путей их разрешения.

Подведение итогов работы и личного вклада играющих.

Определение степени сформированности ПЗК и удовлетворённости студентов участием в игре.

Оценка собственного вклада и вклада участников команды в совместную деятельность.

Анализ неудач и их причин.

Объективная самооценка и взаимооценка действий в игре.

Самоанализ проявления ПЗК в ходе игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.