Рефераты. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

На наш взгляд, все эти виды игры могут осуществляться в наиболее полной мере на втором и третьем годах обучения, когда пройден вводно-коррективный курс и создана достаточно прочная база для реализации самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую среду.

В организационно-педагогическом плане для эффективной педагогической реализации спроектированной системы дидактических игр в условиях традиционного обучения необходимо не только их сочетание с другими методами, но и соблюдение определённой последовательности в применении игр, учёта их сложности. Внутри каждой группы преподавателю следует варьировать игры от простых к более сложным. Здесь имеется в виду не только учёт сложности учебного материала, включённого в ситуацию игровой деятельности, но и степень проблемности задания. Педагогический учёт этого требования способствует логичному переходу от одной игры к другой, связывает их в единую действенную систему, призванную решать задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

В итоге анализа опыта использования различных форм организации игровой учебной деятельности в наших экспериментальных группах видно, что наивысшей продуктивностью в плане развития личности обучающихся обладает такая форма игровой деятельности, при которой происходит процесс совместного решения игровых и учебных задач. Это достигается за счёт повышения интеллектуальной сложности заданий, предоставления большей самостоятельности обучающимся в выборе стиля деятельности в соответствии с их применением и индивидуальными способностями, а также за счёт проблемности творческих заданий. Такой формой организации дидактической игры является её коллективная форма. Поэтому, проектируя и реализуя дидактические игры, в системе развития ПЗК личности обучающихся, мы акцентировали внимание и на необходимости проведения игр типа КВН, конкурсов, викторин во внеучебное время. При этом в организационно-педагогическом плане мы придерживались соблюдения ряда условий.

Во-первых, такого рода игра должна проводиться регулярно, не менее одного раза в семестр и быть органически связанной с учебной работой, основываться на владении навыками и умениями, полученными студентами на занятиях, и развивать их. Во-вторых, материал, используемый во внеаудиторное время, должен быть личностно значимым для студентов, интересным в познавательном плане, развивающим их личность. В-третьих, при организации игровой деятельности во внеаудиторное время нужно использовать разнообразные приёмы и методы работы, чтобы охватить как можно большее число студентов. В-четвёртых, необходимо предоставлять максимальную самостоятельность обучающимся на этапах подготовки и проведения конкурсов, викторин.

Поскольку коллективные формы игровой деятельности во внеаудиторное время не имеют постоянной организационной структуры, то при их разработке следует ориентироваться на тему, цель, условия проведения. Исходя из этого, во внеучебное время дидактическая игра применяется в виде комплексной программы, использование которой даёт возможность обучающимся:

- активно участвовать в учебно-познавательной деятельности;

- проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач;

- корректно общаться друг с другом в условиях соревнования;

- принять участие в творческом коллективном труде и т.д.

Ценным в реализации на занятиях системы игр является то, что игровая деятельность организуется как совместная деятельность, где обучающиеся связаны не только логикой выполнения задания, но и общей ответственностью за дело. В силу этого, преподаватели, применяющие дидактические игры в учебно-воспитательном процессе, непременно должны учитывать настроенность обучающихся на игру, их желание участвовать в игре. Кроме того, в психолого-педагогической литературе доказано, что от внутренней позиции личности зависит её восприимчивость или невосприимчивость к тем или иным воздействиям. Следовательно, успешность процесса обучения и развития в игровой деятельности зависит не только от внешних факторов, но и от внутренней готовности обучающихся к участию в дидактической игре, то есть от собственной установки на определённое поведение в игре. Педагогическое наблюдение в ходе опытно-экспериментальной работы показало, что участники игры по-разному ведут себя в игровой ситуации. Для кого-то обстановка совместного решения проблемы кажется необычной, вызывает растерянность, кто-то из обучающихся больше привык работать индивидуально, автономно от других, третьи же, наоборот, не могут сами определить правильность выбранного ими способа действия, критически проанализировать результаты деятельности и поэтому часто обращаются с вопросами к преподавателю и сокурсникам.

В итоге проведённой экспериментальной работы анализ степени настроенности студентов на включение в систему дидактических игр в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, где такой системы игр не было, дал следующие результаты (табл. 10).

Как видно из таблицы 10, число студентов с интересом и активно участвовавших в игровой деятельности на учебных занятиях в экспериментальной группе в 2,1 раза выше по сравнению с контрольной, а безразлично относящихся к игре студентов в 2 раза меньше. Примерно в 2 раза меньше и количество не принимавших участие в игре. Следует отметить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах наиболее активны и заинтересованы игрой студенты с хорошей успеваемостью. Это объясняется их лучшей подготовленностью к восприятию речи преподавателя или студента, проводящего игру, в силу более высокой коммуникативной готовности участвовать в общении.

Таблица 10

Динамика настроя студентов на участие в дидактических играх на занятиях по предпринимательству, менеджменту и маркетингу (в процентах)

Характер участия в играх

Состав участников по успеваемости

Эксперимент. группа

Контрольная группа

5 - 4

4 - 3

3

Итого

5 - 4

4 - 3

3

Итого

Заинтересован- ное активное участие

27,3

24,2

9,1

60,6

12,9

12,9

3,2

29

Участие в ДИ в силу учебной необходимости

9,1

3

18,2

30,3

9,7

16,1

25,8

51,6

Безразличное и пассивное отношение

3

-

6,1

9,1

3,2

3,2

13,0

19,4

Большое значение для целесообразной реализации системы дидактических игр имеет понимание всеми участниками игровой деятельности значимости для них дидактической игры. То, что для одних условий является удачным и эффективным, для других условий и других обучающихся может оказаться неприемлемым. Выбор отдельных дидактических игр и их соотношение с другими методами и средствами организации учебного процесса, потребностями играющих является очень важным при включении системы игр в учебный процесс.

Как показывает опыт, дидактическая игра способствует расширению кругозора и эрудиции, развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сопоставление, прогнозирование, восстановление целого по его составляющим, выдвижение и защита гипотез и других. Игровая деятельность обучающихся способствует повышению их мотивации, снятию психологических барьеров, затрудняющих общение.

Исходя из этого, открываются реальные возможности влияния на развитие в личности обучающихся тех способностей, которые им необходимы в будущем, посредством выбора и организации дидактических игр как средства развития качеств будущих учителей технологии и предпринимательства у обучающихся на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга. Однако прежде чем говорить о развитости ПЗК, обратимся к анализу успеваемости в контрольной и экспериментальной группах.

Анализ динамики успеваемости в экспериментальной и контрольной группах показывает преимущества использования экспериментальной системы дидактических игр в учебном процессе. Как видим, в экспериментальной группе прирост успеваемости студентов стабильно выше, а это свидетельствует о том, что реализуемая система дидактических игр создавала условия для интенсификации процесса обучения, прежде всего за счёт активности обучающихся при подготовке, в процессе и при обсуждении результатов, а также благодаря учёту интересов играющих и актуальности содержания. Опыт убеждает нас, что игра, включённая в учебный процесс, способствует развитию познавательной активности обучающихся в изучении Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга, а увлекательность и ощущение посильности заданий благотворно сказываются на результатах обучения.

Таким образом, видно, что все без исключения игры способствуют развитию резервных возможностей обучающихся и их способностей. Причём, имитационные и проектировочно-исследовательские игры представляются наиболее значимыми для студентов с хорошей подготовкой, поскольку позволяют избавиться от стереотипов в мышлении, содействуют развитию самостоятельности в поступках и отношениях, способности к самоанализу и рефлексии. В силу того, что развитие качеств личности происходит в деятельности, познании и общении, в результате коллективно осуществляемого дела, а студенты со слабой подготовкой наиболее активны в познавательных, а затем проектировочно-исследовательских играх, то эта группа студентов считает наиболее значимыми для себя в плане развития личностных качеств познавательные и проектировочно-исследовательские игры.

Вместе с тем, студенты со средним уровнем компетенции при правильной организации игры преподавателем могут принимать участие во всех видах дидактических игр на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга и распределяют их по степени значимости в следующем порядке: познавательные - проектировочно - исследовательские - имитационные.

Как показывает наш анализ опыта работы и экспериментальных данных, специфика дидактической игры способствует сплочённости учебной группы, развитию коммуникативных качеств. В учебно-игровой деятельности общение носит более тесный и личный характер в отличие от других видов учебной деятельности. Уровень развития четырёх из пяти коммуникативных качеств (общительность, чувство юмора, способность к сотворчеству и диалогу с людьми, доброжелательность в отношениях с людьми) стал высоким. При этом очень большая ответственность за развитие нравственных качеств у студентов в учебном процессе возлагается на преподавателя. Особые требования предъявляются к способности преподавателя наладить отношения с группой, почувствовать характер обучающихся, оценить их уровень образования и воспитания, для того, чтобы наиболее успешно выбирать способы и методы воздействия на них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.