Рефераты. Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

В качестве организационно-деятельностных условий дидактической игры мы рассматриваем следующие: определение содержания и целей проведения учебно-игровой деятельности, установление субъект-субъектных отношений в игре, включение обучающихся в различные виды дидактических игр, организация учебно-игровой деятельности студентов, наличие общей системы оценок и самооценок процесса и результатов дидактической игры.

Определение содержания и целей игры предполагает такой подход к проведению учебно-игровой деятельности, который связывает в единую систему весь процесс от возникновения педагогического замысла, направленного на решение педагогических задач до анализа и оценки результатов сотворчества. В рамках такого подхода концентрируются творческие усилия всех субъектов игры, осуществляется подчинение всех структурных компонентов игровой учебной деятельности реализации цели и педагогических задач подготовки творческой личности учителя технологии и предпринимательства. Кроме того, отбор содержания дидактических игр осуществляется с учётом деятельностных способностей обучающихся к активному выполнению игровых ролей как социально и индивидуально значимых.

При использовании дидактических игр в учебном процессе ввуза существенное значение имеет установление субъект-субъектных отношений, основанных на межличностном взаимодействии преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой. Преподаватель, занимая позицию партнёра-помощника, способствует созданию реальных предпосылок для саморазвития личности обучающихся. Он должен делать всё на учебном занятии с применением игр так, как будто иначе и быть не может. Однако это не означает, что преподаватель не управляет ходом игры и не осуществляет контроль. Напротив, наш опыт показывает, что игра приобретает естественный характер в том случае, когда преподаватель готовится к игре: умело распределяет роли, предусматривает все трудности, мотивирует игровые ситуации, поддерживает общий положительный эмоциональный фон, то есть выступает как «социально-компетентное и одновременно профессионально - заинтересованное лицо». (214, С.249).

Совместная целесообразная деятельность двух субъектов игровой учебной деятельности, «эффективное социально-педагогическое взаимодействие» (Л.В. Филлипова), направлены прежде всего на утверждение и самоутверждение статуса обучающихся в мире общественных отношений, явлений, развитие знаний, умений, установок и личностных качеств.

В то же время в процессе игры обучающиеся вступают в общение друг с другом. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к противоположному мнению, признание рационального момента в иной позиции являются не только принципами, но и необходимыми условиями реализации игровой учебной деятельности в системе «обучающийся - обучающийся».

Существенной характеристикой диалогического общения в рамках дидактической игры является равенство позиций и активная роль взаимодействующих сторон. Индивидуализированное отношение субъектов игры друг к другу, к содержанию игры и учебной дисциплины проявляется в действиях, настроениях и преобразуется в групповое отношение субъектов. Последнее не является простой суммой отношений людей, а его следует рассматривать как сложное интегративное образование, результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения участников игры.

Результаты дидактической игры оцениваются обычно игровыми баллами или суждениями преподавателя и участников игры. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. В ходе заключительного обсуждения, обучающиеся совместно анализируют не только ход и результаты игры, но и ход учебно-игрового взаимодействия. Смысл такого обсуждения в том, чтобы побудить обучающихся пересмотреть стереотипы неэффективных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск путей и условий развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства при обучении Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе позволяет сформулировать ряд выводов.

В психолого-педагогическом плане ПЗК, во-первых, соотносятся с определённой деятельностью, во-вторых, характеризуются как способности к конкретной деятельности, которые в этой же деятельности и развиваются. С учётом этих особенностей ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства выступают как совокупность существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и реализации человека в служебной деятельности.

В практическом плане при организации педагогической деятельности по развитию ПЗК учителя технологии и предпринимательства в системе обучения важно учитывать широкие возможности учебной дисциплины Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг в плане развития социально-коммуникативных качеств, реализуемых в процессах деятельности, общения и познания выпускника ввуза.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта использования дидактической игры в учебном процессе вузов позволил выявить и учесть её педагогические возможности в разностороннем развитии личности обучающихся, раскрыть методологические аспекты теории дидактической игры как средства развития профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга. В психологическом плане игра представлена как результат взаимосвязи общения, познания и труда, как особый вид социальной деятельности, в которой формируется индивидуальное сознание человека. Проигрывание в игре разных жизненных ситуаций является актуальным, значимым, необходимым для развития личности, изменяет её сознание, формирует устойчивые, в том числе профессиональные интересы, потребности, навыки взаимодействия и действия.

Дидактическая игра, выступая как многоаспектное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся, обладает большими педагогическими возможностями, что и позволяет включить её в процесс подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Дидактическая игра - специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются способы, умения, навыки, развиваются профессионально значимые качества личности обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска. В практике обучения Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу дидактические игры представляют собой особое средство организации познавательной деятельности, всестороннего развития личности в плане её умственного, этико-эстетического воспитания, развития коммуникативных умений и оценочно-эмоционального отношения к действительности, окружению, себе. Методологической основой педагогического проектирования системы личностно ориентированных игр на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу, развивающих ПЗК является системный подход. Его использование позволяет разработать модель игровой деятельности как взаиморасположение и взаимосвязь элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель - студенты), организационно-деятельностные условия осуществления дидактической игры, социально-педагогические условия успешности игровой учебной деятельности и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в игре.

Типология личностно ориентированных дидактических игр, обеспечивающих рост ПЗК личности, включает в себя познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные и комплексные игры. В основе данной типологии положение об игре как носителе проблемы, которая связывает познавательную деятельность человека с объективной действительностью, а также базовые положения теории личностно ориентированного обучения и особенности учебных дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг, в рамках которой реализуются отобранные и адаптированные к условиям вуза игры.

Проведённая опытно-экспериментальная проверка спроектированной системы дидактических игр на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга подтверждает теоретические разработки о социально-психологической и педагогической сущности дидактической игры, её функциях в процессе развития личности, а также о соответствующем воздействии на обучающихся. Успешность применения системы дидактических игр в развитии ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства достигается, прежде всего, при соблюдении вузовским преподавателем следующих социально-педагогических условий организации учебно-игровой деятельности: целевой педагогический выбор адекватных видов и форм организации дидактических игр; соблюдение законов, правил, принципов игровой деятельности; индивидуально-дифференцированный подход к студентам с разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру; взаимосвязь учебно-игрового, проектировочного и оценочного видов деятельности. Вторая группа условий - организационно-деятельностные, что связано с определением содержания и целей проведения игры; с активным включением субъектов учебно-игровой деятельности в различные виды игр (познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные, комплексные); с соблюдением этапов игры от подготовительного до оценочно-результативного и наличием общей системы оценок и самооценок процесса и результатов дидактической игры. Третью группу условий успешной реализации дидактических игр составляют личностно-психологические условия развития ПЗК в дидактической игре, что сопряжено со становлением у обучающихся личностной концепции игровой учебной деятельности; с личной установкой обучающихся на творческую самореализацию в игре; с ростом их стремлений к адекватной самооценке в учебно-игровой деятельности.

Ведущими критериями и основными показателями успешности развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе реализации дидактических игр являются: мотивационно-ценностный (степень мотивации участия в игре - настроенность на игру, позитивная готовность включиться в игру), содержательный (уровень развития ПЗК личности будущего учитель технологии и предпринимательстваа, степень интеллектуальной активности в учении, степень активности студентов в игре), оценочно-результативный (развитость умения объективно оценивать себя, успеваемость студентов).

В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что при включении системы личностно ориентированных дидактических игр в процесс обучения Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе при целенаправленном педагогическом руководстве создаются объективные возможности для развития ПЗК личности учитель технологии и предпринимательстваа. Так, исследование позволило получить ряд взаимозависимостей: между педагогическим целевым использованием системы дидактических игр на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе и характером развития проектировочно-конструктивных, организаторских, гностических, коммуникативных, нравственных качеств; между проявлением активности обучающихся в самообразовании и саморазвитием ПЗК личности.

В итоге опытной работы в экспериментальной группе студентов повысился уровень развития основных качеств личности по выделенным ведущим блокам (организаторские, проектировочно-конструктивные, гностические, коммуникативные, нравственные). При этом наблюдается интенсивный рост и достижение высокого уровня развития коммуникативных и нравственных качеств: разница исходного и итогового уровней их развития составляет +0,5 балла (по пятибалльной шкале оценок). Уровень развития организаторских, проектировочно-конструктивных и гностических качеств остался средним, однако студенты экспериментальной группы сумели ближе подойти высокому уровню развития этих качеств по сравнению с студентами контрольной группы. В экспериментальной группе разница исходного и итогового уровней развития организаторских качеств составила 0,8 балла, проектировочно-конструктивных - 0,7 балла, гностических - 0,7 балла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.