Центральные офисы ИСЦ регионов организуют работу своих местных подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский уровень. Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления, коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа.
В центральных офисах ИСЦ регионов следует ожидать:
- сокращения численности отраслевых подразделений в случае передачи функций по вводу, контролю и корректировке первичной информации на уровень местных подразделений;
- развития подразделений, занимающихся формированием данных в распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также оказывающих информационно-статистические услуги.
Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском, но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ повышает роль исполнительных местных органов государственного управления. Это вызывает потребность в оперативном получении необходимой статистической информации.
Появляется потребность в разработке и получении специфической информации, которая объективно приводит к развитию региональной статистики, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в организационной структуре территориальных статистических служб следует ожидать появления и развития подразделений, занимающихся региональной статистики, организацией и методологией статистических работ и наблюдений.
Другой внешний фактор, который будет влиять на организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким увеличением числа объектов статистического наблюдения. Институциональные преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа реально действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число составляло 98 тысяч).
Следует ожидать, что для 15-миллионного населения Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора статистических данных.
В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет необходимость укрепления этих служб.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль и организационную структуру территориальных статистических служб. Помимо республиканского бюджета, все большую долю будет занимать в общем объеме финансирования оплата работ по проведению специальных региональных обследований за счет местных бюджетов, а также финансирование за счет удовлетворения информационных потребностей исполнительных местных органов власти, предпринимательских структур и общественности.
В конечном итоге, при, возможно, не сократившемся или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура территориальных статистических служб может радикально измениться.
Численность персонала местных подразделений территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения, по- видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего объема работ с респондентами, в частности, с резко увеличившимся числом субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации.
В центральных офисах территориальных статистических служб увеличится удельный вес подразделений, связанных с функционированием новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной статистики и обслуживанием потребителей статистической информации. В то же время техническое перевооружение региональных статистических служб и внедрение новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных статистических органов в целом.
Перенос тяжести реформ с республиканского уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб. Поэтому сокращение численности персонала, связанное с переходом на новые методы статистического наблюдения, новые информационные технологии сбора и обработки данных, будет сопровождаться его увеличением для целей информационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8].
3 ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ И ОБОЩЕНИЕ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ
3.1 Алматинское областное управление статистики как субъект сбора и обобщения статистической информации
В своей деятельности Алматинское областное управление статистики (АОУС) руководствуется нижеследующими положениями. Управление статистики Алматинской области является государственным учреждением и территориальным органом Агентства Республики Казахстан по статистике, уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в области государственной статистики.
Управление создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 1999 года № 577 «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике»
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Управление является юридическим лицом, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в банках.
Управление вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
Структура и предельная штатная численность Управления утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике.
Юридический адрес Управления:
480090, город Алматы, улица Маркова, 44
Полное наименование территориального государственного органа – Алматинское областное управление статистики.
Учредителем Управления является государство в лице Агентства Республики Казахстан по статистике.
Учредительными документами Управления является акт о создании Управления и настоящее Положение.
Финансирование деятельности Управления осуществляется только из государственного бюджета.
Управлению запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся контрольными и надзорными функциями Управления.
Функции и основные задачи управления. Управление в соответствии с законодательством осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает доступность сводной статистической информации для юридических и физических лиц;
2) принимает участие в осуществлении программ по совершенствованию статистики в Республике Казахстан;
3) организует актуализацию информационно-статистических баз данных о социально-экономическом положении регионов страны;
4) организует работу по ведению Государственного статистического регистра;
5) проводит анализ о социально-экономическом положении региона и выпускает экономические обзоры и другие статистические материалы;
6) обеспечивает сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации;
7) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Основными задачами Управления являются:
1) проведение государственной политики в области государственной статистики;
2) обеспечение функционирования и совершенствования единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов;
3) обеспечение целостности, достоверности и достаточности статистических показателей;
4) всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране экономических и социальных процессов и тенденций их развития.
Управление для реализации возложенных на него задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке:
1) в пределах своих полномочий осуществлять контроль за постановкой первичного учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность представленных ими данных;
2) привлекать должностных лиц организаций к приведению государственных статистических наблюдений;
3) рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам государственной статистики в установленном законодательством порядке;
4) осуществлять работу с потребителями статистической информации, обеспечивая доступность сводной статистической информации для юридических и физических лиц и разъясняя методику их расчетов;
5) разрабатывать табель (график) представления статистической информации;
6) реализовывать установленные Агентством Республики Казахстан по статистике мероприятия по созданию информационных систем и других средств автоматизации и компьютеризации;
7) проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
8) вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, препятствующих реализации государственной политики в области статистики;
9) организовывать и проводить статистические работы по профильной и иной тематике;
10) осуществлять иные права, предоставленные законодательством.
Управление имеет на праве оперативного управления обособленное имущество.
Имущество Управления формируется за счет имущества, переданного ему государством в лице Агентства Республики Казахстан по статистике, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Управления.
Имущество, закрепленное за Управлением, относится к республиканской собственности.
Управление не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Управление возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике.
Заместители Начальника, а также главный бухгалтер назначаются и освобождаются Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике по представлению Начальника Управления.
Начальник организует и руководит работой Управления и осуществляет контроль за деятельностью «Информационно-статистического центра Алматинской области».
В этих целях Начальник Управления:
1) определяет полномочия и обязанности своих заместителей, руководителей структурных подразделений Управления;
2) в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников Управления;
3) представляет Управление во всех государственных органах и других организациях в соответствии с действующим законодательством;
4) утверждает положения о структурных подразделениях Управления;
5) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Управления;
6) подписывает акты Управления;
7) утверждает структуру «Информационно-статистического центра Алматинской области» в пределах утвержденных Агентством Республики Казахстан по статистике предельной штатной численности и объема финансирования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14