Одной из первых задач, которую поставили перед собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенствования статистики. Курс на рыночные преобразования экономики требовал адекватных преобразований во всех сферах. Первые контакты с зарубежными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.
Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государственной статистики. Поэтому не только итоги выполнения Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интересуется статистикой.
При разработке многолетних программ Статагентство руководствовалось общепринятыми принципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспечению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа нацелена на наиболее полное удовлетворение потребностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.
В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными направлениями в структуре Статагентства было создано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.
Таблица 5 - Планирование цели
|Программа на период: |Условия разработки |Цель программы | | |программы | | |1992-1996 |Казахстан стал |Создание условий для | | |независимым |эффективного | | |государством, взят курс |государственного | | |на рыночные реформы в |регулирования экономики | | |экономике ( |и оценки ее места в | | | |мировом сообществе | |1996-1998 |Сформированы отрасли |Получение полной и | | |статистики, |адекватной информации, | | |соответствующие рыночной|характеризующей | | |экономике, происходят |переходную экономику | | |динамичные рыночные | | | |изменения в экономике | | | |( | | |1999-2005 |Создан регистр |Наиболее полное | | |предприятий, осуществлен|удовлетворение | | |переход на международные|потребностей | | |классификации NACE, СРА |правительства, деловых | | |. |кругов и общественности | | |( |в объективной | | | |статистической | | | |информации |
Таблица 6 - Планирование приоритетов
|1992-1996 |1996-1998 |1999-2005 | |1. Система показателей |1. Система показателей |1. Классификации | |2. СНС |2. СНС |2. Регистр | |3. Финансовая, |3. Финансовая, |3. Методы | |банковская и бюджетная |банковская и бюджетная |статистического | |статистика |статистика |наблюдения | |1992-1996 |1996-1998 |1999-2005 | |4. Платежный баланс |4. Платежный баланс |4. Система | | | |показателей | |5. Статистика цен и |5. Статистика внешней |5. Анализ | |внешней торговли |торговли | | |6. Первичный учет |6. Регистр |6. Информационные | | | |технологии | |7. Регистр |7. Классификации |7. Публикации | |8. Классификации |8. Информационные |8. Кадры | | |технологии | | |9. Штриховое кодирование|9. Методы |9. Международное | |продукции |статистического |сотрудничество | | |наблюдения | | |10. Кадры |10.Кадры | | |11. Международное | | | |сотрудничество | | |
Практически реализовать указанные простые принципы планирования не всегда удается в полной мере. Проект программы проходит длительную процедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами, в ходе которых в него вносятся изменения и дополнения. В процессе согласования может нарушиться логическая увязка между разделами программы. Учитывая опыт разработки первых программ, рассматривая последующие разработки, автор постарался выявить ошибки каждого периода и найти улучшения в планировании (таблица 7).
Таблица 7 - Ошибки и улучшения в планировании
|1992-1996 |1996-1998 |1999-2005 | |ОШИБКИ |ДОСТИЖЕНИЯ |ДОСТИЖЕНИЯ | |Много целей: одна главная |Одна цель. Более |Впервые сформулирована | |и пять не главных. Много |четко определены |концепция программы. | |задач: одиннадцать. Не |задачи. |Жесткая увязка «цель- | |все цели конкретизированы |Исключены задачи, |задачи – мероприятия». | |в задачах и мероприятиях |далекие от |Учитывались связи между| | |статистики. | | |(например, публикационная | |Приоритетными направле-| |Деятельность определена | | ниями «классификаторы | | | |- | |только как цель). |ОШИБКИ |Регистры –статметоды». | |Не все задачи |Содержит |Более качественно был | |непосредственно |мероприятия, | | | Относятся к | которые не |проведен анализ итогов | |совершенствованию |связаны | | | Статистики |с задачами |Предыдущей программы. | |(например, штриховое |программы | | |Кодирование товаров) | | |
В Современное состояние планирования статистики в основном обеспечивает организацию и управление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, которая согласовывается со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разрабатывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритетных направлений статистической деятельности.
Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства и ведомства, национальный Банк.
В целях выполнения Программы ежегодно разрабатывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Программой, указывается, что именно должно быть сделано в отчетном году. Таким образом, по мероприятиям, выполнение которых запланировано на несколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении организационного плана представляется Правительству.
Среднесрочное планирование в основном направлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено планами действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие мероприятия, как подготовка и распространение через Интернет метаданных по системе GDDS, внедрение единых идентификационных кодов предприятий, которые используются в статистическом регистре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функций по сбору данных по платежному балансу и др.
Текущее планирование наряду с ежегодными планами по выполнению Программы совершенствования включает ежегодные производственные планы по проведению статистических наблюдений. Эти планы также согласовываются с министерствами и ведомствами и утверждаются Правительством. Производственные планы являются основной для планирования работы Информационно-вычислительного центра и региональных органов статистики.
Действующая система планирования наряду с отмеченными достоинствами имеет и недостатки. В частности, долгосрочное планирование в условиях переходного периода является сложной задачей и уже через год, как правило, возникает потребность внесения определенных изменений и дополнения в Программу.
На наш взгляд, можно улучшить действующую систему планирования, если отработать механизм увязки работ в рамках международных проектов с нашими Программами и планами. В таблице 8 показана текущая ситуация соответствия проектов «ТАСИС» приоритетным направлениям действующей Программы. В целом соответствие имеется, Но практически при разработке Программы не было полной информации о том, какие проекты, на какой срок и с каким финансированием будут действовать в период до 2005 года. Было бы полезно обеспечить координацию между периодами действия Программ и циклами проведения проектов «ТАСИС». С другой стороны, планирование в рамках каждого проекта «ТАСИС» осуществляется автономно, при этом задачи Программы и ориентация разных проектов на достижение общей цели не всегда учитываются в полной мере.
Аналогичная ситуация складывается с планированием прикладных научных исследований. Практически план научно-исследовательских работ разрабатывается автономно без достаточного анализа потребностей Программы. Соответствие тем исследований приоритетам программы показано в таблице 9.
Таблица 8 - Приоритеты Программ совершенствования государственной статистики в РК на 1999-2005 годы и проекты ТАСИС
| |Проекты ТАСИС | |Приоритеты | | |Программы | | |Классификации |Стандарты и классификации | |Регистры |Регистр | |Методы статистического |Статистика предприятий |Региональная | |наблюдения и переход на |Структурная статистика |структура | |статистику предприятий | |статсистемы | |Система показателей |Услуги | | | |Транспорт и коммуникации| | | |Внешняя торговля | | | |Инвестиции | | | |Тенденции деловой | | | |активности | | | |Теневая экономика | | | |Социальная статистика | | | |Рынок труда | | |Анализ | | | |Информационные технологии |Информационные | | | |технологии | | |Публикации |Публикации и распространение данных | |Кадры |Центр обучения |
Таблица 9 - Приоритеты совершенствования государственной статистики и темы научных исследований
|Приоритеты |Научно – исследовательские работы | |Программы | | |Классификации . | | |Регистры | | |Методы статистического наблюдения и |Проект перехода к институциональной | |переход на статистику предприятий |статистике Выборочные обследования | |Система показателей |Баланс трудовых ресурсов | | |Экология | | |Межотраслевой баланс | | |Шкалы для исчисления доходов, | | |расходов, потребления | | |Оценка бедности | | |Строительство | | |Скрытые объемы товарооборота | | |Баланс сельхозпродукции | |Анализ | | |Информационные технологии | | |Публикации | | |Кадры | | | |Регистр населения | | |Влияние сезонных составляющих на цены|
Важным стимулом к пересмотру действующей системы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планирования. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной программы затраты на выполнение приоритетных работ, предусмотренных Программой совершенствования статистики.
Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целевые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год внесено предложение еще по трем целевым программам (таблица 10).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14