Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики p> Роль статистических данных для существования и развития предприятия можно проследить из следующей схемы (рисунок 1)

В настоящее время мир все более обретает черты информационного общества, в котором статистические данные становятся основным фактором умелого менеджмента наряду с маркетинговой и внутренней информацией, включаясь в понятие «экономическая информация». Статистические данные в этом процессе обеспечивают следующую циркуляцию:

1)0тношение в данной управляющей системе в виде входных данных;

2)Признак времени, обеспечивающий учетные данные;

3)Функциональный признак, определяющий конкретную информацию об определенных процессах.

Таким образом, статистическая информация становится определенным компонентом - активом любой фирмы, ее стратегического развития, наибольшую выгоду, из которой умеют извлекать лидеры рынка, уменьшая этим степень риска некоторых инвестиций.

Наличие государственных статистических служб позволяет фирмам экономить на трудовых и материальных затратах по сбору информации, более качественно проводить анализ бизнес процессов

Торговые предприятия- поставщики государство

частные банки предприятия предприятия

промышленные предприятия сферы

предприятия услуг

денежные потоки, материальные потоки, информационные потоки.

Рисунок 1 - Роль информационных потоков в деятельности предприятия

Любые недоработки статистических служб очень опасны для компаний и могут поставить их в критическое положение, поэтому статистические данные тогда хороши, когда они объективны.

К сожалению, в Казахстане многие фирмы этого не понимают и предоставляют порой неверные сведения или не предоставляют их вообще, что значительно снижает качество работы статистических органов на территории республики. Видимо назрело время создания в Казахстане нового закона «О статистике», обязательного для всех юридических лиц, действующих на данной территории. Одновременно внедрение новых информационных технологий требует от статистических органов решения таких проблем, как:

- обеспечение оперативной связи со всеми потребителями статистической информации;

- обеспечение надежности и безопасности передачи данных;

- защита информации от несанкционированного доступа;

- создание предпосылок для введения полностью автоматизированной системы документооборота.

Решение данных проблем должно проводиться на коммерческой основе, но не таким образом, как это делается сейчас - путем покупки статистических сборников или дискет в органах Агентства Республики Казахстан по статистике, а путем перегонки необходимой информации по запросам потребителей через услуги электронной почты. Нужно учитывать опыт Запада, который устремился в дебри электронного бизнеса и таким же образом получает необходимую информацию. По мнению Gartner Group, к 2005 году 25 процентов потребительских расходов и 70 процентов управленческой информации, включая статистические данные, в экономически развитых странах будет проходить с использованием Internet. Республика Казахстан не должна отставать в этом вопросе, так как его значение хорошо отражено в выступлении генерального секретаря ООН на 48-й сессии Организации Объединенных наций, посвященной 50- летию ООН: «Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда население хорошо информировано, его знания базируются на точной и самой свежей информации, включая объективные и наиболее полные статистические данные. Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двухсторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций на международных рынках.

Эти высказывания не только отражают значение статистического учета, который в совокупности с бухгалтерским и оперативным и создает подобную информационную базу, но и отражает необходимость оперативности такой информации. Однако действующая в Казахстане система пока этому требованию не отвечает, постоянно запаздывая от текущего момента.

Единая система информации себя полностью оправдает лишь в том случае, когда данные будут оперативными. Исследование полезности статистической информации, рациональности ее информационного потока - депо многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических процессов и явлений, иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. Однако ясно одно: без хорошо отлаженной системы получения, обработки, использования объективной и качественной статистической информации не может существовать ни одна предпринимательская структура, ни одно государство. Статистика для них является разведывательной системой, позволяющей выжить в этом нестабильном, постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще больше усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов к ее функционированию и совершенствованию на новой технологической и организационной основе с учетом требований мирового рынка и геоэкономического пространства. Только подобный подход позволит не только усилить системность получаемых данных, но и даст возможность принимать более обоснованные решения в менеджменте
[6].

2.4 Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики

Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного управления и полностью отражала административно-территориальное деление страны,

В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в специальном документе Статистической комиссия ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.

В странах переходного периода реформирование официальной статистики также сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества, что наряду с другими внешними и внутренними факторами приводят к соответствующим институциональным преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на территориальном уровне.

В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы.
Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация системы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим обслуживающим персоналом).

В их числе 23 единицы являлись государственными служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом статистических данных и обеспечением их доступности для пользователей.
Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел кадров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров- электронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички, вахтеры, рабочие, водители).

Часть персонала областного органа статистики была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В среднем на один район и город областного подчинения приходилось по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из которых были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).

В целом численность персонала территориальных органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц статистического наблюдения.

В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики
Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25 декабря 1998 года № 1335 «Вопросы учреждений - администраторов программ, финансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных органов и подведомственных им организаций.

В соответствии с постановлением Правительства от 15 мая 1999 года
№577 областные (городов Астаны и Алматы) управления статистики были реорганизованы путем разделения на два государственных учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа, осуществляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных государственному органу, функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.