Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики p> Первое из этих учреждений - управление статистики соответствующего региона - является государственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического наблюдения, организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение доступности статистических данных пользователям.

Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563 единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический центр
(ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их представление управлению статистики региона и республиканскому государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства
Республики Казахстан по статистике.

Позднее в соответствии с постановлением Правительства Республики
Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой информационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочерние государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного центра
(ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического лица.

В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного центра создано еще одно Республиканское государственное предприятие «Казстатинформ», подведомственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и
Алматы. Основной задачей данного предприятия является распространение статистических данных разным группам пользователей.

Таким образом, общая структура системы Агентства Республики
Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа)
(рисунок 2)

управление

статистики региона

ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал

«Казстатинформа»

Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан

В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была направлена на восстановление текущих статистических наблюдений по Плану статистических работ, лимит численности работников, занятых сбором и обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц. Однако в условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200 тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов ниже лимита.

Территориальная структура национальной статистической организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд недостатков:

- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;

- своды для районного уровня делаются на областном уровне централизовано. То же самое справедливо и для областного уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным органом статистики;

- ограничивала возможности совершенствования технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических данных;

- приводила к увеличению себестоимости статистических работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее время районные подразделения областных органов статистики не являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.

Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается, современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по статистике имеет и ряд достоинств:

- она позволяет работать с большей частью респондентов в непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории
Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими расстояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хозяйствующих субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном контакте является наиболее эффективной с точки зрения качества статистических отчетов и своевременности их представления;

- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы на всех уровнях требуемой статистической информацией. Необходимость в этом связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации республиканских и региональных программ.

Миссия государственных территориальных статистических служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации.

Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль государственных территориальных статистических служб для местных органов государственного управления будет особенно значима. Это связано с тем, что
Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В целях реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика.

В перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль государственных территориальных статистических служб. В конечном итоге их структура может радикально измениться. Все факторы можно разбить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

- техническое оснащение и переоснащение территориальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистическими службами разных уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных органов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статистической информации;

- резкое увеличение числа объектов статистического наблюдения в связи с развитием предпринимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и
IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения государственных органов статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в
1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключением практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году завершается техническое переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого займа на оставшуюся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные технологии: «клиент-сервер»,
Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи данных в звене «район-область».

Однако техническая оснащенность государственной статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность компьютерами приближается к полной. На областном уровне она составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики подготовлен проект по второму этапу технического и программно- технологического перевооружения государственной статистики.

Такое революционное изменение информационной технологии окажет соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных территориальных статистических служб. Вначале, в условиях нехватки компьютерной техники, может вырасти общая численность персонала, занятого выполнением плана статистических работ. В дальнейшем она, возможно, будет сокращаться, при некотором увеличении подразделений, обеспечивающих переход на новые информационные технологи сбора, обработки и передачи данных по уровням район – область - республика.

Создание на базе Административного регистра Статистического регистра, а также Реестра индивидуальных предпринимателей и Регистра сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и внедряются методики по организации сводных расчетов на республиканском и областном уровнях на основе сплошных и выборочных наблюдений.

Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.

Функции районных подразделений ИСЦ регионов сводятся к работе с объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных статистических данных в центральные офисы территориальных статистических служб. В перспективе они должны выполнять функции по обучению респондентов, а также по оказанию услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.