Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.
После октябрьского переворота в России, встала задача о создании централизованной системы государственной статистики на базе земской статистики. Состоявшийся в июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков разработал проект «Положения о государственной статистике». В июле 1918 года было подписано Положение о Государственной статистике, оформившее организацию единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (ЦСУ).
В первые годы своего сосуществования ЦСУ выполнило крупные статистические работы, осуществленные в значительной мере путем переписей. Такой, например, была проведенная уже в 1918 году Всероссийская промышленная перепись, положившая начало организации текущей статистики. В 1920 году была проведена первая советская перепись населения, которая явилась частью целого цикла переписей, в который входила сельскохозяйственная перепись и последовавшая за ней перепись учреждений народного образования. Все эти и другие крупные статистические работы имели большое значение в период перехода к новой экономической политике, при составлении первого плана развития народного хозяйства.
Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был учрежден Военно- революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, куда вошли Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская области и часть Астраханской губернии.
В связи с этим было образовано статистическое управление при указанном Кирревкоме на правах его отдела.
На базе территории, находившейся под управлением Кирревкома согласно декрета СНК РСФСР от 26 августа 1920 года была образована Киргизская (Казахская) Автономная социалистическая Республика в составе РСФСР. В связи с образованием Киргизской (Казахской) АССР ее Правительство (СНК) своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной статистике в Казахской АССР», а статотдел Кирревкома был преобразован в статистическое управление Казахской ССР.
Согласно этого положения Статуправление было определено высшим статистическим органом в Каз.АССР, которое должно объединять, согласовывать и руководить деятельностью всех статистических органов на территории Республики. Местные органы Статуправпения Каз.АССР были представлены губернскими и уездными статистическими бюро.
На статистическое управление Казахской АССР возлагалось общее руководство учетом и статистикой, организация общегосударственных статистических работ, утверждение планов и программ статистических обследований, ведение демографической и моральной статистики, а также статистики здравоохранения и санитарии, труда, промышленности и сельского хозяйства, распределения и потребления, выпуск ежегодников и других периодических изданий, сборников и обзоров по отдельным вопросам из экономической и социальной жизни республики.
Образование в июле 1923 года Центрального статистического управления при Совете Народных Комиссариатов СССР (ЦСУ СССР) положило начало ведению единого для всей страны статистического учета и отчетности на основе единых принципов, единой методологии и организации.
ЦИК и СНК Каз.АССР 23 июня 1928 года утвердили новое положение об организации государственной статистики, по которому ЦСУ действовало на правах объединенного наркомата Каз.АССР. Решением ЦИК Каз.АССР от 11 февраля 1930 года ЦСУ упраздняется, а его функции передаются Госплану республики, где был образован сектор народнохозяйственного учета.
Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 года сектор нархозучета Госплана был реорганизован в Управление нархоэучета (УНХУ) при Госплане Каз.АССР.
В 1932 году в связи с созданием областей в республике были образованы областные управления нархоэучета. Местные статорганы слились с местными плановыми комиссиями, а сеть добровольных корреспондентов упразднилась: в районах создали экспертные комиссии, в аулсоветах - ввели уполномоченных по статистике.
Становление и развитие статистики нашей Алматинской области тесно переплетается с развитием статистики в целом по стране.
На основании декрета Совнаркома о местных статистических учреждениях от 20 мая 1920 года состоялось заседание представителей губернского Совета по делам статистики, городского статбюро. уездных и волостных статистических организаций о созыве конференции статистиков. Исполнительное бюро губернского Совета по делам статистиков было избрано в составе трех человек. Губернское статистическое бюро в 1924 году состояло из девяти отделов с общей численностью работающих - 41 человек. На 1 января 1925 года в связи с неудобством управления отделами структура статбюро стала состоять из четырех отделов: общего, демографической статистики, экономической статистики, сельскохозяйственной статистики, с численностью работающих - 33 человека.
По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление народнохозяйственного учета Алматинской области со структурой в двенадцать секторов (Облнархозучет).
В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое управление Алматинской области с функциями проведения на территории области учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами.
В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной аппарат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр статуправления.
В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ), создано Алматинское областное объединение статистического управления Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и четырнадцать районных информационно - вычислительных станций.
Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской области, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано Алматинское областное управление статистики.
С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского областного управления статистики.
С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобразовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.
В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.
Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое государственное значение.
Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,
Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.
В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.
В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.
Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.
В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,
Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].
2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане
Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.
В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах. Был осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов СНС, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен (таблица 1).
Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса республики, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. Начались регулярные наблюдения за деятельностью малых предприятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.
В результате реализации программы была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования государственной статистики на основе внедрения признанных международной практикой методов и методологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и публикаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государственной статистики на 1996-1998 годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14