Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики p> - расширить в рамках статистики домашних хозяйств круг показателей для более полной характеристики уровня жизни населения, позволяющих на регулярной основе отслеживать состояние бедности.

Для выполнения этих задач Агентством Республики Казахстан по статистике с 2000 года проводится работа по совершенствованию действующей программы обследования домашних хозяйств и с начала 2001 года идет внедрение новых методов выборочного обследования домашних хозяйств, используя при этом соответствующие международные стандарты. Созданы новые формы отчетности по вопросам, не рассматриваемым ранее. Это «Дневник учета ежемесячных расходов» (форма D003), «Журнал учета ежеквартальных доходов и расходов» (форма D005), «Ежегодный вопросник для основного интервью» (форма
D006).

Новая выборочная совокупность домашних хозяйств создается по территориальному принципу методом многоступенчатой вероятностной выборки, что должно гарантировать независимость результатов выборки и избежание преднамеренных ее ошибок. Этому будет способствовать то, что формирование выборочной совокупности производится на базе Регистра (списка) жилищных помещений, создаваемого на основании итогов Переписи населения Республики
Казахстан 1999 года, исходя из степени разнородности генеральной совокупности с точки зрения исследуемых свойств. При этом следует отметить, что сеть домашних хозяйств будет ежегодно обновляться.

В последнее десятилетие, в связи с изменением отношений собственности, появлением новых источников доходов и ростом безработицы приведших к углублению дифференциации доходов, появилась значительная прослойка низкодоходных семей, повысилась социальная напряженность в обществе. Поэтому возникла насущная необходимость изучения такого явления как бедность, изучения всех сторон ее проявления.

Бедность обычно определяется и оценивается через уровень доходов, так как от материального уровня жизни человека в большей степени зависит его нормальное существование.

Хотя основным критерием оценки уровня жизни считается доход, в статистических исследованиях наиболее широко сегодня применяются показатели расходов, поскольку они в меньшей степени колеблются и представляют собой более надежные данные. В связи с тем, что в Казахстане практически всегда было развито подсобное хозяйство, которое носило характер мелкотоварного производства, а в настоящее время собственное производство продукции стало важным источником существования (по применяемой в последние годы оценке – от четверти до одно трети и более), наиболее приемлемым критерием уровня жизни является потребление домашних хозяйств. Поэтому разработка методики учета реального потребления за счет собственного производства является одним из важных и сложных направлений совершенствования статистического обследования домашних хозяйств.

Квантификаиция (количественное измерение) бедности включает в себя два важных этапа. Во-первых, следует выяснить, сколько и какие группы населения живут в бедности, затем, где они расположены. Общим компонентом во всех подходах к анализу бедности и использовании стоимостных критериев является установление «черты (порога) бедности». В мировой практике существует много подходов к определению черты бедности В Республике
Казахстан черта бедности определена законом как граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека. Черта бедности может меняться в зависимости от экономических возможностей, кроме того, недостатком ее являются элементы субъективизма, которые свойственны этому показателю, каким бы методом он не рассчитывался.

Кроме традиционного измерения бедности на основе доходов и расходов, имеющих, безусловно, большое значение, в статистических исследованиях предлагается подход к измерению бедности, который базируется на более широкой системе оценок, где в центре внимания находится бедность возможностей, которая включает в себя характеристики, недостаточно хорошо отражающиеся на расходах. Такой подход пытается высветить многогранную природу бедности на фоне перспективы человеческого развития и предложить работоспособную систему показателей, определяющих бедность.

То есть он заключается в определении набора «возможностей», доступ к которым позволяет людям эффективно функционировать в обществе.

Помимо низкого уровня доходов, который не позволяет в полной мере удовлетворить наиболее насущные потребности человека (питание, одежда), бедность выражается в плохом состоянии здоровья, низком уровне грамотности, необеспеченности жильем и неудовлетворительных условиях жизни. Частично причиной этого является отсутствие или ограниченность доступа к основным элементам социальной инфраструктуры, что усугубляется недостаточной доступностью для некоторых категорий населения (особенно женщин) земли, кредитных ресурсов, технологий, а также других производительных активов.
Проблема бедности также осложняется неравным доступом к профессиональной подготовке, рынкам и рыночной информации. Кроме того, люди, страдающие от бедности, чаще всего лишены юридических прав и политического влияния, необходимого для того, чтобы заставить себя выслушать. Исходя из этого, измерение бедности должно концентрироваться на людях и качестве их жизни, на их возможностях, а не только на средствах к возможностям.

Поэтому, в дополнение к исследованию домашних хозяйств по уровню потребления, следующей важной задачей для статистики уровня жизни является совершенствование методологических подходов и разработка системы дополнительных статистических показателей, сосредотачивающихся на измерении возможностей населения.

Ряд показателей, характеризующих бедность в развивающих или развитых индустриальных странах, не может быть в полной мере использован для стран
Восточной Европы и СНГ, в том числе для Казахстана[10,11].

Индекс бедности населения для Казахстана может быть определен по следующей формуле:

ИБН=[1/4(P13 +P23 +P33 +P43 )],

где Р1 – процентная доля населения, не доживающая до 60 лет;

Р2 – процентная доля 16-летней молодежи, не охваченной обучением;

Р3 – процентная доля населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума;

Р4 - уровень официально зарегистрированной безработицы
(процентная доля экономически активного населения, не имеющего работы и официально зарегистрировавшего свою безработицу).

Расчеты индекса бедности населения предполагают наличие надежных статистических данных, часть из которых не рассчитывалась ранее.

Расчеты процентной доли населения, не доживающей до 60 лет, показывают, что в целом по республике она является высокой: почти третья часть населения Казахстана не имеет возможности дожить до шестидесяти лет.
Это связано с пока еще низкой ожидаемой продолжительностью жизни от рождения – всего 64,5 лет в 1998 году и 65,7 лет в1999 году. В то же время, благодаря положительной динамике этого показателя, также наблюдается и сокращение доли населения, не доживающего до 60 лет: с 33 процентов в 1998 году до 30,3 процентов в 1999 году (таблица 2).

Таблица 2 – Доля населения Казахстана, не доживающая до 60 лет, в
1998 и 1999 годах

|Области |1998 |1999 |области |1998 |1999 |
|Акмолинская |35,8 |33,2 |Кызылординская |30,8 |28,2 |
|Актюбинская |34,0 |31,4 |Костанайская |32,8 |28,2 |
|Алматинская |29,2 |26,5 |Мангистауская |34,0 |31,4 |
|Атырауская |34,1 |31,5 |Павлодарская |35,0 |32,4 |
|В-Казахстанская |36,8 |34,2 |С-Казахстанская |35,0 |32,4 |
|Жамбылская |30,5 |27,9 |Ю-Казахстанская |29,2 |26,5 |
|З-Казахстанская |33,7 |31,1 |Астана |31,1 |28,4 |
|Карагандинская |37,8 |35,3 |Казахстан |33,0 |30,3 |

Анализ доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, дает основание сделать заключение, что в переходном периоде в стране сложилась ситуация с сокращением возможностей гарантированного Конституцией страны права граждан на получение среднего общего образования. Обездоленность населения по этому показателю варьируется по регионам от 4-5 до 14-16 процентов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Региональные различия доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, в Казахстане в 1998 и 1999 годах

При расчете доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, Агенством по статистике используются не только данные о денежных доходах и расходах населения, но и об объемах ресурсов, получаемых и потребляемых населением в натуральной форме. С учетом этих ресурсов 43,4 процента населения Казахстана имели в 1998году уровень потребления ниже прожиточного минимума. В 1999 году в условиях экономического роста страны в целом и повышения реальных денежных доходов населения эта доля снизилась на 8,9 процентных пункта, однако, все еще представляет значительную величину (таблица 3).

Таблица 3 – Региональные различия доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, в Казахстане в 1998 и 1999 годах

|Области |1998 |1999 |Области |1998 |1999 |
|Акмолинская |19 |35 |Кызылординская |45 |22 |
|Актюбинская |53 |24 |Костанайская |31 |55 |
|Алматинская |61 |44 |Мангистауская |18 |38 |
|Атырауская |60 |50 |Павлодарская |31 |48 |
|В-Казахстанская |27 |17 |С-Казахстанская |41 |27 |
|Жамбылская |49 |46 |Ю-Казахстанская |87 |56 |
|З-Казахстанская |26 |29 |Астана |19 |15 |
|Карагандинская |35 |18 |Казахстан |43 |39 |

Данные по официально зарегистрированной безработице, хотя и не отражают ситуации по фактической безработице, тем не менее, позволяют сравнивать ситуацию на рынке труда и анализировать динамику. Можно предположить, что официально зарегистрированные на бирже труда безработные являются обездоленной частью населения в каждом регионе. Значения уровня официально зарегистрированной безработицы в региональном разрезе показывают, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень безработицы в целом по стране, он имеет значительную дифференциацию по регионам: от 1,4 процента в Алматинской области до 12 процентов в Мангистауской (рисунок 4).

Рисунок 4 – Региональные различия официально зарегистрированной безработицы в Казахстане в 1998 и 1999 годах

Рассчитанный на основе четырех предыдущих показателей индекс бедности населения Казахстана показывает, что 31 процент населения страны в
1998 году и 28,1 процент в 1999 году являлись обездоленными (таблица
4)(рисунок 5).

Таблица 4 – Индекс бедности населения Казахстана в региональном разрезе в 1998 и 1999 годах

|Области |1998 |1999 |Области |1998 |1999 |
|Акмолинская |24,2 |27,6 |Кызылординская |31,1 |20,2 |
|Актюбинская |36,4 |22,5 |Костанайская |25,9 |36,5 |
|Алматинская |39,9 |29,8 |Мангистауская |22,7 |28,0 |
|Атырауская |39,7 |34,0 |Павлодарская |26,4 |33,1 |
|В-Казахстанская |26,1 |22,5 |С-Казахстанская |30,7 |23,9 |
|Жамбылская |33,0 |31,1 |Ю-Казахстанская |55,6 |36,2 |
|З-Казахстанская |24,4 |23,9 |Астана |21,1 |18,9 |
|Карагандинская |29,1 |23,3 |Казахстан |31,0 |28,1 |

Рисунок 5- Индекс бедности населения Казахстана в 1998 и 1999 годах

В глобальном Отчете о человеческом развитии за 1997 год ПРООН впервые ввела показатель индекса бедности населения для развивающихся стран. В ИБН представлены показатели, находящиеся в увязке с рядом показателей из индекса человеческого развития, представленных выше. В то же время из ИБН исключены такие важные аспекты бедности населения, как отсутствие политической свободы, отсутствие возможности участия в принятии решений, незащищенность личности, отсутствие возможности участия в жизни общества, а также угроза устойчивости и равенству поколений.

3.3 Опыт и проблемы планирования.

Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что проведение реформ основывалось на программно- целевом планировании и при этом уделялось должное внимание всем видам планов - от стратегических до текущих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.