Рефераты. Трансферт технологий в иновационной деятельности

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций. С технологической точки зрения инновация определяется как введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид товара или производственный процесс.

Трансферт технологий, таким образом, рассматривается как один из аспектов инновационного процесса и представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуск продукции. Критерии наличия факта передачи – активное применение переданной технологии для производственных целей.

Основными формами трансферта технологий являются:

·                    передача патентов на изобретения:

·                    патентное лицензирование;

·                    торговля беспатентными изобретениями;

·                    передача технической документации;

·                    передача «ноу-хау»;

·                    передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

·                    информационный обмен в персональных контактах на семинаpax, симпозиумах, выставках и т.п.;

·                    инжиниринг;

·                    научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

·                    проведение различными фирмами совместных исследований разработок;

·                    организация совместного производства;

·                    организация совместных предприятий.

При этом необходимо отметить побудительные мотивы деятельности со стороны покупателей и продавцов технологий

Продажа технологии — один из основных инструментов про­никновения и закрепления на рынке. Она, как правило, связана и с товарной экспансией (поставка оборудования, проекты предприятий «под ключ») и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов приносящих продавцу дополнительный доход. Экспорт технологии прямо пропорционален числу зарубежных патентов, заключение соглашения на передачу технологии часто является результатом предшествующего патентования инновации за рубежом.

Охотнее идут на передачу технологии:

- малые и средние предприятия;

-предприятия, выпускающие многие виды продукции;

 -фирмы с высоким научно-техническим потенциалом;

 -предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР или второстепенными технологическими процессами.

Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать кагором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР. Многие страны, в частности Германия и Япония, придавали особое значение импорту технологий, в результате в 1980-х годах ФРГ возглавила список экспортеров готовых изделий, а Япония заняла второе место. Государство, широко использующее импорт своего экономического и социального развития, формирует национальное законодательство, благоприятствующее притоку технологий (преференциальный режим валютного регулирования, касающийся платежей и переводов в иностранной валюте, льготный налоговый режим, специальные условия внутреннего кредитования и финансирования).


1.2.1. Объекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана технологий

Рынок технологий приобретает для человеческого общества огромное значение — суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% от величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. В то же время, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда экспорт товаров затруднен или не выгоден, и таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над приобретателем технологии.

Специфичность таких товаров, как результаты творческого труда, накладывает отпечаток на функционирование рынка технологий, создавая значительные отличия между ним и другими рынками. Так, к особенностям торговли на нем относятся: длительный и многообразный характер сотрудничества, частое использование комбинации нескольких носителей технологии (например, экспорт и аренда промышленного оборудования, научно-техническая кооперация, совместное предпринимательство), более сложные процедуры оформления сделок и др.

Обмен результатами творческой деятельности (особенно в науке, технике и управлении) является важнейшим фактором прогресса. Поэтому государство контролирует эту сферу и, создавая предпосылки для разработки более эффективных результатов, пресекает попытки граждан использовать достижения человеческого разума во вред обществу. В частности, оно обеспечивает защиту результатов творческого труда граждан и организаций путем введения правового института интеллектуальной собственности.

Объекты интеллектуальной собственности, являющиеся творениями человеческого разума, подразделяют на:

·                    произведения, охраняемые авторским правом (научные труды литературные и художественные произведения, конструкторские чертежи, программы для ЭВМ, базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи и др.);

·                    промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, «ноу-хау» и др.).

Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения. Охрана произведения возникает без всякой государственной регистрации, лишь на основании факта создания произведения.

В отличие от объектов авторского права охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее (как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков). Критериями охраноспособности изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран). Эти критерии вводятся специальным законодательством и уточняются в нормативных актах патентного ведомства (специального государственного органа, обеспечивающего охрану прав на объекты промышленной собственности, в Российской Федерации таким ведомством является «Роспатент»).

К промышленным образцам обычно относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (критерии охраноспособности в других странах аналогичны).

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

Термин «ноу-хау» впервые был применен в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 г. и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих развитых стран мира определяет «ноу-хау» как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Понятие «ноу-хау» включает не только различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны, но и знания (опыт) административного, экономического, финансового или иного порядка.

Хорошо известно, что без знания «ноу-хау» в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более совершенствование, а также создание ее по­следующих поколений. В настоящее время, не имея «ноу-хау», практически нельзя применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). В силу этого «ноу-хау» приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи

Герберт Штумпф в своей книге «Договор о передаче "ноу-хау" в качестве примера приводит один из возможных перечней сведений, составляющих «ноу-хау» предприятия, который по утверждению автора, не претендует на полноту. Выделяя техническую и коммерческую сферу деятельности, он относит к коммерческой тайне:

1)     в технической сфере:

·  конструкционные чертежи;

·  результаты опытов и их протоколы;

·  перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта;

·  статистические расчеты;

·  формулы и рецепты;

·  данные о качестве материалов;

·  список деталей;

·  чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке;

·  перечни норм, которые дают сведения о результатах проведен­ных работ по разработке норм;

·  данные о произведенных улучшениях; •рабочие планы с указанием времени и допусков;

·  инструкции по технологии (например, предписания по тепловому режиму);

·  чертежи;

·  документация по изготовлению;

·  отчеты о произведенной продукции;

·  оптимальные количества стандартных деталей;

·  акты приемочных испытаний;

·  строительные отчеты, перечни аппаратуры;

·  количественные калькуляции для наружного монтажа; данные работ по программированию;

·  обучение персонала другого предприятия;

2)     в коммерческой сфере:

·                    картотеку клиентов

·                    картотеку поставщиков;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.