Рефераты. Совершенствование системы управления предприятием

деятельности организации                                             системы организации

Индивидуальные результаты                                       Результаты организации

людей и цели их жизни                                                  как человеческой системы     

Схема системы управления. Рис.1

Управление требует больших умственных усилий независимо от того, какой области оно касается - управление деятельностью, окружением или  людьми. Управление деятельностью организации означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.

Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления.  И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной эта деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная с определенного этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей его развития, используя средства новой техники, обогащения информацией и прочее.

1.2 Зависимость системы управления от организационной формы предприятия .

              Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям, в которых осуществляется функционирование объекта и управление им.

        Для существования организационной структуры управления необходимо:

·       разделение и кооперация общественного труда;

·       обособление звеньев (органов) управления по функциям управления, необходимых для достижения цели системы;

·       наличие отношений по управлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации) между выделенными звеньями и ступенями управления.        

            Организационная структура предприятия – это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия.

      Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.

   Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характером их взаимосвязи.

  Сначала формируется производственная структура, а затем как производная от нее строится организационная структура управления предприятием.

          Элементами структуры управления являются отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т.е. звено управления - самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

        Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

         На организационную структуру управления предприятия влияют ряд факторов:

организационно-производственные факторы:

·        размер организации;

·        производственный профиль фирмы;

·        характер выпускаемой продукции и технология ее производства;

·        ориентация на местный, национальный или внешний рынки;

·        характер объединения.

      Организационно-управленческие факторы:

·        выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);

·        функции управления;

·        используемые информационные технологии;

·        система методов управления;

·        стиль работы руководителя.

Признаки оптимальной организационной структуры:

·        Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;

·       Небольшое число уровней руководства;                        

·        Наличие в структуре групп специалистов;

·        Ориентация графиков работы на потребителей;  

·        Быстрая реакция на изменения;

·        Высокая производительность труда;

·        Низкие затраты.

 Последовательность выбора организационной структуры:

1.      Сначала определяется миссия.

2.      Разрабатывается стратегия.

3.       Формулируются цели деятельности.

4.        Разрабатывается функциональная структура организации.

5.       Определяется квалифицированный состав работников.

6.       Определяется должностной состав работников.

7.       Формулируются цели и задачи деятельности работников

 В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или услуг, размеров, количества предприятий, и др.) выстраивается и структура управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по горизонтали.

         Каждый управленческий орган относится к конкретному объекту управления – группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура управления всегда   совпадает с общей структурой организации, которая классифицируется на линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, проектную, матричную и др.

       При создании организационной структуры управления необходимо учитывать основные принципы:

·        Принцип единства распорядительности и персональной ответственности;

·        Принцип соблюдения норм управляемости;

·        Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;

·        Принцип сочетания централизации и децентрализации.

      Согласно принципу единства распорядительства и персональной ответственности работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

      Путем  делегирования  линейных  полномочий  устанавливается  нормы управляемости, которые определяют число подразделений и число уровней управления. Итак, норма управляемости - число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к нормативу (8 час в день, 40 час. в неделю и т.д.), а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.

         Норма управляемости зависит от следующих факторов:

·                   уровня управления,     

·                   уровня решаемых задач,

·                   квалификации руководителей   и подчиненных.

         Необходимо стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.
        Нормы управления на предприятиях различных отраслей промышленности
варьируют в широком диапазоне и в среднем могут составлять 7-10 человек.

·             высший уровень руководства -3-5 чел.

·             средний уровень руководства 10-12 чел.

·             нижний уровень управления -25-30 чел. при выполнении простых работ.  

    Структуры управления подразделяются на две большие группы–механистичес-

    кие и органические.

Механистические (бюрократические) или жесткие организационные и управленческие структуры малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а решения принимаются высшим руководством. Это централизованные структуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.