В 2004г. ОАО «ХХХ» приступило к корректировке документации СМК в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.002-2003 и в 2005 г. подало заявку на проведение сертификации СМК в орган по сертификации систем качества «СОЮЗСЕРТ».
В настоящее время основополагающими документами действующей системы менеджмента качества является Политика в области качества ОАО «ХХХ» (приложение А), Цели в области качества на 2009г.(приложение Б), Руководство по качеству РМК 05808014-2005
На предприятии действует 52 стандарта предприятия, которые согласованы с представителем заказчика.
Эффективность функционирования системы менеджмента качества на предприятии подтверждена отсутствием рекламаций и претензий на продукцию.
В 2007 г. при проведении инспекционного контроля системы менеджмента качества, сертифицированной в Системе сертификации ГОСТ Р, было подтверждено соответствие СМК ОАО «ХХХ» требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001-2000).
В 2007 г. согласно дополнительному соглашению в рамках инспекционного контроля системы менеджмента качества, сертифицированной в Системе сертификации «Оборонсертифика», было подтверждено соответствие СМК ОАО «ХХХ» требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Получен сертификат соответствия системы менеджмента качества, регистрационный номер 6300.310612/RU от 28 мая 2007 г.
СМК рассматривается как основа всей системы внутрипроизводственного управления, функционирование которой направлено на постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности предприятия с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
СМК базируется на следующих принципах:
- ориентация на потребителя: предприятие зависит от своих потребителей и поэтому должно понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;
- лидерство руководителя: руководители обеспечивают единство целей и направления деятельности организации, создают и поддерживают внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;
- вовлечение работников: работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности;
- процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
- системный подход: выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности организации при достижении целей;
- постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;
- принятие решений, основанное на фактах: эффективные решения основываются на анализе данных и информации;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками: организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
СМК представляет собой регламентированную нормативными документами совокупность взаимосвязанных процессов, основными из которых являются:
- разработка и управление документацией по СМК;
- ответственность руководства;
- менеджмент ресурсов;
- процессы жизненного цикла продукции;
- процессы измерения, анализа и улучшения.
СМК обеспечивает комплексность реализации мероприятий по качеству, перспективных планов развития предприятия и других технических, организационных и социальных мероприятий.
Управление качеством продукции является частью менеджмента качества и осуществляется ОТК и Службой качества предприятия при содействии остальных структурных подразделений.
Структура СМК включает в себя все подразделения и службы предприятия, участвующие в процессах жизненного цикла продукции, и характеризуется распределением между ними задач и функций управления качеством продукции.
Распределение задач и функций управления качеством продукции между подразделениями регламентируются Положениями об отделах и службах, а также СТО.
Структура СМК предусматривает многоуровневую организацию управления: предприятием, цехом, участком, бригадой
Общее руководство в СМК осуществляется:
– генеральным директором;
– техническим директором ;
– заместителями директоров.
На генерального директора возлагаются следующие обязанности:
– определение Политики и целей в области качества, обеспечение их понимания на всех уровнях руководства ОАО «ХХХ»;
– организация работы эффективного руководства подразделений предприятия, направление их деятельности в целях наиболее полного удовлетворения потребностей заказчиков в продукции высокого качества;
– распределение ответственности и полномочий руководства высшего звена и подразделений предприятия;
– распределение финансовых, материальных и других ресурсов, обеспечивающих достижение целей в области качества;
– оценка функционирования системы качества;
Генеральный директор несет ответственность за реализацию выработанной Политики и достижение целей предприятия в области качества.
Технический директор является представителем руководства ОАО «ХХХ». На технического директора возлагаются следующие обязанности:
– организация выработки политики в области качества, разработки и внедрения СМК;
– общее руководство проведением внутренних аудитов системы менеджмента качества;
– информирование высшего руководства по работе СМК;
– подготовка мероприятий по улучшению работы СМК;
– обеспечение определения и проведения единой технической политики, перспектив развития предприятия и путей реализации программы по всем направлениям совершенствования, реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на изготовление продукции требуемого уровня качества.
На заместителя технического директора по качеству (заместителя представителя руководства) возлагаются следующие обязанности:
– координация и контроль деятельности и взаимодействия подразделений и должностных лиц по всем процессам СМК;
– организация и направление работы Служба качества.
Заместитель технического директора по качеству несет ответственность за организацию проведения внутренних проверок по всем процессам СМК и доведения их результатов до высшего руководства.
Координация работ, связанных с функционированием и развитием СМК, осуществляется Служба качества. Структуру и штатную численность службы качества утверждает Генеральный директор предприятия по представлению заместителя технического директора по качеству – начальника ОТК и по согласованию с отделом кадров. Служба качества имеет структуру, согласно приведенной дальше схеме.
Рисунок 12-Структура службы качества
Представитель заказчика вносит предложения и замечания по качеству продукции и технологических процессов. Предложения и замечания представителя заказчика учитываются при разработке организационно-технических мероприятий по улучшению качества продукции.
Основными задачами представителя заказчика при контроле за разработкой нормативной документации по формированию и функционированию СМК на предприятии являются:
– анализ существующих на предприятии СТО, инструкций и другой нормативной документации по СМК;
– подготовка предложений к проектам планов предприятия по разработке новых и пересмотру действующих документов и согласование данных планов;
– определение перечня нормативной документации, подлежащей согласованию с представителем заказчика;
– рассмотрение и согласование нормативной документации по СМК в соответствии с установленным перечнем.
7.2 Дерево процессов системы менеджмента качества предприятия
Дерево процессов представлено в приложении В. Для того, чтобы легче представить структуру СМК ОАО «ХХХ» было разработано дерево процессов СМК. Ниже приведено его краткое поэтапное описание.
А0-производство конкурентоспособных фильтроэлементов с целью получения максимальной прибыли. Деятельность любой организации, как известно, направлена на получение прибыли. Действующая СМК на предприятии призвана удовлетворить наиболее полно потребности потребителей с целью получения прибыли.
А4-система менеджмента качества. Процветание предприятия, его успешная деятельность и руководство обеспечивает система менеджмента качества, которая должна актуализироваться, проверяться и поддерживаться в рабочем состоянии.
А5-ответственность руководителя. Именно руководство ответственно за внедрение, функционирование и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества.
А6-менеджмент ресурсов. Руководству предприятия необходимо правильно оценивать и использовать имеющиеся на предприятии виды ресурсов.
А7-процессы жизненного цикла продукции. Для того, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, максимально удовлетворяющую потребителей необходимо управлять ее качеством на каждом этапе ее жизненного цикла.
А8-измерение, анализ и улучшение. Для выпуска продукции высокого качества необходимо проверять характеристики продукции посредством измерений, анализировать полученные результаты и в соответствии с ними улучшать ее.
7.3 Разработка стандарта организации «Корректирующие и предупреждающие действия»
Общие требования к содержанию СТО по каждому процессу должны соответствовать требованиям СМК, регламентированным ГОСТ Р ИСО 9001.
По всем процессам должен применяться цикл: планирование- осуществление- проверка- действие по постоянному улучшению показателей процесса. Схема цикла представлена на рисунке 13
Рисунок 13 – Схема процесса
При разработке и внедрении стандартов по СМК на предприятии учитываются:
- новейшие достижения науки и техники;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21