В деятельности налоговых служб применяются два вида документальных проверок :
1. камеральные;
2. с выходом на место.
Камеральная проверка - это проверка налоговых расчётов в момент их принятия должностным лицом налоговой инспекции. Её результат либо отражается в специально выделенной графе налогового расчёта - «По данным налоговой службы», где вписывается величина показателя, определённая работником налоговой службы, либо делается запись об исправлениях, внесённых в результате предварительной оперативной проверки Факт камеральной проверки расчёта по налогу и принятие его визируется подписью должностного лица с указанием даты приёма.
Проверка с выходом на место - это более глубокая проверка полноты и правильности расчётов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчётов, деклараций, расчётов путём сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Такие проверки могут проводиться налоговыми инспекциями по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Обычно в налоговой инспекции в соответствии с годовыми планами работы составляются квартальные графики проверок предприятий и утверждаются их руководителями. В них включаются, в первую очередь, предприятия имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учёта и выполнении налоговых обязательств, а также все убыточные предприятия.
В планах работы могут предусматриваться проверки проводимые совместно с финансовыми, банковскими и правоохранительными органами, органами налоговой полиции. При необходимости проводятся внеплановые документальные проверки. Обязательны проверки в случае ликвидации или банкротства предприятия.
Должностные лица ГНИ в обязательном порядке должны изучать следующие вопросы: правильность определения предполагаемой прибыли и выручки от реализации основной продукции (работ, услуг) для исчисления сумм авансовых платежей в бюджет; правильность отражения в бухгалтерском учёте и отчётности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг); достоверность данных учёта о фактической себестоимости продукции; полнота и правильность отражения в учёте фактических затрат на её производство и калькулирование себестоимости продукции; достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчётности прибыли (убытков) прочей реализации и внереализованных операций; правильность расчётов по налогу на прибыль, определения объекта обложения отдельных видов деятельности предприятий и соблюдение порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет; особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль:
а) общественных организаций; б) кооперативов, предприятий и организаций потребкооперации; в) акционерных обществ; г) предприятий агропромышленного комплекса.
Сроки проведения документальных проверок и состав групп определяется с учетом объема и особенностей деятельности налогоплательщика, профессиональной подготовленности налоговых инспекторов.
Предельный срок проверки установлен в тридцать дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя ГНИ или его заместителя.
Если в процессе проверок должностными лицами налоговой инспекции выявляются нарушения, за которые виновные подлежат к административной ответственности, то данные факты отражаются в акте проверок и составляются протоколы об административном нарушении налогового законодательства.
Пример акта документальной проверки АОЗТ «Орская мебельная фабрика приведен в приложении 3 (цифры условные).
На государственные налоговые инспекции, в соответствии с нормативными актами, возлагается обязанность принимать по материалам проведенных документальных проверок письменное решение, направленные на устранение выявленных нарушений, о внесении причитающихся сумм в бюджет, уплате штрафных санкций.
Такие решения принимает руководитель ГНИ или его заместители в течении 10 дней по получению акта проверки на основе всестороннего и полного изучения данного акта, а также других имеющихся материалов (объяснений руководителей проверяемых предприятий, аналитических справок и т.д.)
Особое внимание обращается на заключение проверяющего по поводу правильности фактов, изложенных возражениях и объяснениях руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Решение оформляется в виде указателя (представление) ГНИ, которое должно содержать:
. краткое изложение выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты; . перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению вскрытых недостатков с указанием конкретных сроков их реализации; . ответственность за допущенные нарушения налогового законодательства, сроки и адреса перечисления денежных сумм; . разъяснение налогоплательщику его права в месячный срок обжаловать действия должностных лиц ГНИ и принятое решение в вышестоящий государственный налоговый орган.
ГНИ имеет право применять к предприятиям, организациям финансовые санкции в виде взыскания:
. всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафы в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере; . десяти процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
А также налагать административные штрафы:
. на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в представлении, несвоевременном представлении или представлении по не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, – в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течении года после наложения административного взыскания, – в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; . на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, не выполняющих требования ГНИ, и их должностных лиц, – в размере от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц проводятся в бесспорном порядке.
Налоговые органы после проведения документальной проверки обязаны обеспечить всесторонний контроль за устранением налогоплательщиком выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета.
2) Методы ведомственного контроля подразделяются на систематические и разовые, плановые и внеплановые, комплексные, целевые и тематические.
Систематический ведомственный контроль за органами, структурными подразделениями и работниками осуществляется руководителями всех ступеней и вышестоящими органами в ходе повседневной деятельности. Возможны, в целях проверки жалобы или другого сигнала, разовые целевые командировки сотрудника в нижестоящие налоговые органы.
Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с утверждаемыми руководителями соответствующих вышестоящих ГНИ планами контрольной работы. В случае необходимости проводятся внеплановые проверки.
Всеобщим методом осуществления ведомственного контроля являются компромиссные проверки работы ГНИ. Целью комплексной проверки являются оценка вышестоящим органом работы проверяемой инспекции по соблюдению налогового законодательства и обеспечения полного и своевременного внесения установленных налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды.
Объекты комплексных проверок для ГНИ по Оренбургской области является ГНИ по городам и районам в городах Оренбургской области. Для ГНИ по г. Орску – ГНИ по Ленинскому, Советскому и Октябрьскому районам.
Комплексные проверки проводятся ГНИ Оренбургской области и ГНИ г. Орска в ГНИ соответственно по г. Орску и по районам в городе, как правило, не реже одного раза в два года. Сроки и продолжительность проведения определяется руководителем, назначившим проверку, с учетом объема и особенностей деятельности подлежащих проверке органов и численности работников, участвующих в ее проведении.
Руководитель при назначении комплексной проверки определяет перечень участков работы и вопросы, подлежащие исследованию. При этом он исходит из того, что для достижения цели должны быть обследованы (проконтролированы) все основные направления деятельности проверяемой инспекции. В частности:
. работа по обеспечению своевременного и полного учета налогоплательщиков; . используемые формы и методы выявления неучтенных юридических лиц; меры, принимаемые по исключению возможностей уклонения от учета в налоговых органах; изучение причин изменения числа учтенных плательщиков налогов; проводимые мероприятия по совершенствованию этого учета; . организация сбора налога и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; обеспечение своевременного оформления и представления налогоплательщиками в учреждения банков платежных документов; проведение работ по укреплению платежной дисциплины, анализы причин образования недоимок и проведения мероприятий по их устранению; ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых поступлений; . состояние контроля за налогоплательщиками; соблюдение сроков и обеспечение качества представленных плательщиками бухгалтерских отчетов, налоговых расчетов и организация камерных проверок этих документов (своевременность, охват в том числе репрезентативность выборки, глубина анализа, практичность рекомендаций); результативность мер по устранению выявленных нарушений; эффективность документальных проверок правильности исчислений, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей (целесообразность выбора объекта проверок, систематичность и качество этих проверок, результативность и полнота принимаемых по проверкам мер); . действенность работы по реализации материалов проверок соблюдения налогового законодательства; правильность применения финансовых санкций, своевременность и полнота взыскания дополнительно начисленных налогов и соответствующих штрафов; обеспечение передачи в органы предварительного расследования материалов проверок, выявивших факты преступлений; сотрудничество в таких ситуациях с налоговой полицией; профилактика (проведение мероприятий по предупреждения подобных нарушений); последующий контроль за устранением выявленных недостатков.
Также при комплексных проверках обследуются дополнительные направления контроля. В качестве первого дополнительного направления контроля следует назвать проверку правовой грамотности сотрудника, инспектируемого ГНИ, соблюдение им «самим» законодательства, и не только налогового.
Состав бригады. Руководитель налогового органа при назначении комплексной проверки определяет руководителя бригады ее состав. В состав бригады включаются сотрудники контрольной службы, юридического управления, работники других структурных подразделений. В состав бригады могут включатся сотрудники других инспекций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15