Рефераты. Организация управления налогообложением в условиях рынка (на примере ГНИ Октябрьского района г. Орска) p> По этим причинам необходимо значительно уменьшить ставку НДС (в среднем до 8-12% налоговых ставок), а также изменить методику его построения – из налоговой базы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.

Потребуется также широкая дифференциация налоговых ставок, чтобы избежать налогообложения социально-значимых товаров первой необходимости.

Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативных источников компенсации налоговых потерь.

Один из них – расширение налоговой базы за счет отмены неэффективных и неоправданных налоговых льгот. Общая масса существующих налоговых льгот достигает приблизительно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, поскольку льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя для других. Разумеется, полностью отказаться от налоговых льгот нереально, но их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.

Компенсировать потери бюджета в результате снижения ставок НДС и налога на прибыль возможно и за счет иных источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.

Необходимо внести специальный налог на превышение темпов роста фонда потребления над темпами роста фонда потребления над темпами роста производительности труда. В основу построения этого налога могут быть заложены следующие принципы. Государство устанавливает нормативное соотношение роста фонда потребления и производительности труда, дифференцированное по отраслям и видам деятельности. При этом соотношении взимается определенная сумма налога по базовой (минимальной) ставке. При фактическом изменении ставка налога прогрессивно изменяется в соответствии с изменением этого коэффициента.

Таким образом, налоговые альтернативы снижению изъятия из прибыли предпринимательства в современной России существуют. Но возможности усиления в системе налогообложения России иных, не фискальных задач прямо зависят от общей экономической ситуации в стране. Только в условиях преодоления спада производства, его оживления и подъема, а в результате значительного расширения базы налогообложения может стать реальностью перестройка налоговой системы России в соответствии с требованиями нормальной рыночной экономики. Решающим условием этого является сочетание стимулирующих мер налогообложения с активной промышленно политикой .

Важнейшим этапом проводимой реформы и совершенствования действующей системы налогообложения должно стать принятие Налогового кодекса РФ. По своей важности и объему Налоговый кодекс можно поставить в один ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс. Он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства – налогов, но и затрагивает права, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций. Он представляет собой единый документ, охватывающий всю совокупность налоговых правоотношений и раскрывающий их содержание.

Налоговый кодекс призван устранить недостатки действующего законодательства (запутанность нормативной базы, наличие противоречий, отсутствие единого понятийного аппарата и различные толкования одних и тех же терминов в разных законах, огромное число подзаконных актов, иногда противоречащих законам, множество не раскрытых положений). После принятия кодекса все ранее действовавшие федеральные законы о налогах и сборах должны утратить силу.

Общая часть Налогового кодекса уже находится в высокой степени готовности и вопрос состоит в том, чтобы Федеральное собрание в ближайшее время обсудило принятие этого проекта. Параллельно идет работа над так называемой специальной частью кодекса, которая будет посвящена конкретным видам налоговых платежей, механизмом исчисления и уплаты того или иного налога. Это – громадная работа, в ходе которой придется учитывать не только сегодняшний день, но и заглядывать вперед. Поэтому предстоит поэтапное принятие указанного проекта. Это необходимо еще и для того, чтобы все участники налоговых правоотношений могли досконально ознакомиться с данным документом до его вступления в силу.

При этом цели и содержание Налогового кодекса не должны сводится только к унификации и упорядочению нынешнего налогового законодательства. В нем должны быть развиты и реализованы концептуальные идеи следующего этапа налоговой реформы, предусматривающие:

1. дальнейшее снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды;
2. расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширения круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения;
3. решение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшением контроля за соблюдением налогового законодательства.

Таким образом, меры по совершенствованию налоговой системы будут направлены в основном на ослабление ее фискального перекоса, устранение несоответствий и противоречий, создание для законодательных плательщиков
«режима наибольшего благоприятствования» при уплате налогов, а также на общую либерализацию налогового законодательства России.

Итак, первоочередная задача налоговой политики, предусмотренная в проекте Налогового кодекса, – это облегчение налогового бремени производителей за счет уменьшения изъятий из прибыли и недопущения двойного налогообложения. С этой целью предусматривается сокращение количества налогов путем их укрупнения и отмены нерыночных целевых налогов, тормозящих либо искажающих побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Так, предлагается отмена всех налогов с выручки (в частности, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание соцкультбыта и др.). Поскольку налоги, уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличие реальной прибыли у предприятия, а также создают кумулятивный эффект – чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства, тем больше общая сумма таких налогов. Кроме того, предусматривается отменить налоги, дающие незначительные поступления, и налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Это, например, налог на операции с ценными бумагами и налог на приобретение транспортных средств.

Предполагается объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу и налогоплательщиков. Это платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на моторное топливо, отчисления в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного). Взамен трех платежей в указанные фонды – обязательного медицинского страхования, занятости и социального страхования
– вводится один платеж – социальный налог, уплачиваемый по единым правилам и в единые сроки. Это не только более удобно для налогоплательщиков, но и обеспечивает унификацию учета и отчетности, системы ответственности и размеров пеней, а также действенный контроль за государственными ресурсами.

В результате количество действующих сегодня более чем ста пятидесяти налогов, сборов и иных обязательных платежей сократятся до чуть более тридцати.

Вторым направлением налоговых преобразований является расширение налоговой базы за счет сокращения налоговых льгот и создания в результате этого справедливого перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Количество налоговых льгот, также как и количество действующих налогов, планируется уменьшить примерно до тридцати вместо существующих почти двухсот.

Упрощение налогообложения напрямую ведет к созданию более наглядной, действенной и объяснимой налоговой системы. Излишние сложности отрицательно влияют на общественную психологию и отвращают от многих начинаний, а кроме того, создают благоприятную почву для различных укрывательств и ухищрений.

Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей налоговой системы возможно разрешить одну из самых злободневных проблем российской экономики – низкую собираемость налога.

Собираемость налогов и улучшение платежной дисциплины предприятий связаны, в частности, с неравномерностью налогового бремени, которое несут различные сектора экономики России.

Вклад конкретного сектора экономики в ВВП не обязательно совпадает с его долей в налоговые поступления по двум причинам:

1. различна способность предприятий секторов платить налоги. Например, сельское хозяйство неспособно платить их, поскольку этот сектор убыточен. Поэтому его место в налоговых поступлениях (1,1%) значительно ниже его доли в производстве товаров и услуг (10,7%);
2. многие предприятия легальным и нелегальным способами избегают уплаты налогов. Предприятия тех секторов, где избежать налогов легко, естественно, платят их меньше. Для России таким сектором является банковский.

Различия в налоговой нагрузке для промышленности, сельского хозяйства и банковской деятельности говорят о крайней неравномерности налогообложения в зависимости от принадлежности к тому или иному сектору. Внутри промышленности, также как и во всей экономике, налоговое бремя распределяется крайне неравномерно. Устранение этих перекосов является резервом обеспечения бюджетных поступлений.

Вряд ли можно найти какую-либо еще область экономических отношений, которой уделялось бы такое же внимание со стороны общественности и субъектов хозяйствования, как налогам. Никогда, ни при каких общественных формациях налоги не могут удовлетворить всех, поскольку это – всегда безвозмездное, безэквивалентное и обязательное изъятие определенной части доходов у плательщиков, будь то предприятие, организация. Поэтому, при совершенствовании налоговых отношений речь идет прежде всего об их оптимизации, о поиске таких решений, которые более всего удовлетворяли бы желаниям плательщиков, с одной стороны, и потребности государства, с другой.

Прежде всего, налоговая политика должна способствовать экономическому процветанию жителей. Налог не должен быть «наказанием» за успешную работу и не должен влиять на принятие экономических решений. Налоги призваны приносит доходы для покрытия государственных расходов. Государство при этом должно заниматься оказыванием лишь тех услуг, которые не могут быть оказаны частным сектором во благо большинства жителей.

Следующее требование – соблюдение принципа равенства и справедливости, т.е. налоговая система должна предусматривать равные условия и правила обложения по всей стране; тяжесть налогового бремени должна быть распределена между всеми в равной степени. Налоговая система должна быть простой и наглядной, действенной и объяснимой. Правительство должно отвечать за действенное применение налоговых доходов, поступающих в казну.

И последнее требование гласит, что налоговая система сама должна обходиться малыми управленческими издержками, т.е. административные расходы для управления налогами и соблюдения налогового законодательства должны быть минимальны.

Заключение

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики. Одним из направлений реализации этой политики является введение на территории
Российской Федерации новой системы налогообложения. В конце 1991 года в
России практически проведена налоговая реформа.

Следует отметить следующее: в Российской Федерации законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо.

В России налоговая система превращается в «систему пособий», и на налоги возлагаются несвойственные им функции. Современное состояние российской системы налогов можно охарактеризовать следующими особенностями:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.