1. первая причина состоит в том, что в период перехода от командно- административной экономики к рыночной системе хозяйствования необходимо сосредоточение значительного количества рычагов воздействия на экономику в руках федерального правительства. Значительная самостоятельность различных регионов в налоговой сфере в современных российских условиях неизбежно приведёт к тому, что будет нарушено единство экономической политики в масштабах страны; 2. необходимость значительного ограничения регионального и местного налогового нормотворчества заключается в том, что предоставленной экономической самостоятельностью подавляющее большинство субъектов
Федерации, а тем более органы местного самоуправления, воспользоваться не могут; 3. третья причина состоит в том, что попытка региональных и местных властей максимально учитывать в экономической политике особенности и специфику конкретного региона приводят к прямо противоположным результатам; 4. перекосы социалистической экономики, дело в том, что в условиях отсутствия конкуренции определённый вид продукции производил зачастую один завод на весь бывший СССР. Сегодняшняя российская экономика характеризуется наличием населённых пунктов с предприятиями одной отрасли или вообще одним единственным предприятием. Причём эти единичные предприятия, как правило занимают монопольное положение в экономике всей страны. В качестве наиболее ярких примеров можно привести Норильск, Новокузнецк, Тольятти и др.
Для успешного функционирования хозяйства в целом необходима максимальная интеграция между различными регионами страны, чтобы извлекать максимальную пользу из межрегионального разделения труда. А для этого необходим жесткий антимонопольный контроль за экономикой.
Одной из основных ошибок в проведении реформ в России явилось введение свободных цен при крайне монополизированной экономике. В результате этого среди монополий началась настоящая ценовая гонка в следствии чего цены на значительное количество товаров и услуг в России выше среднемировых. И это несмотря на значительные природные ресурсы, достаточно квалифицированную и относительно недорогую рабочую силу. Приблизительно к таким же результатам привело предоставление значительной самостоятельности различным российским регионам при том, что экономика большинства из них базируется на одном или нескольких предприятиях. Законотворческая деятельность в налоговой сфере региональных и местных властей неизбежно будет направлена на поддержание предприятий конкретного региона.
Суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод. На сегодняшний момент нет достаточных оснований к существенному расширению налоговых полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это принесёт огромный вред государственным финансам и может поставить вопрос о целостности Российской Федерации. Следовательно, в России наиболее целесообразно использовать как базовую систему взаимоотношений между различными уровнями бюджетной системы «разные доходы». Другие системы: «разные налоги» и «разные ставки» должны быть вспомогательными. Данная организация финансовых взаимоотношений предусматривает минимум свободы для региональных и местных органов государственной власти, ибо все вопросы, связанные с функционированием налоговой системы, определяются федеральным законодательством и регулируются им.
Установлено, что доходы федерального бюджета на 1997 г. формируются за счёт НДС - 75%, акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 50%. Полностью зачисляются в федеральный бюджет следующие налоги, т.е. 100%: акциз на бензин, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина арбитражных судов, сбор за использование наименование «Россия», налог на реализацию горюче-смазочных материалов, плата за воду. Также в этот бюджет зачисляются: налог на прибыль предприятий - 37%, налог на прибыль банков, страховых компаний - 30%, платежи за пользование природными ресурсами: по минеральной воде - 25%, кварц для металлургии - 25%, другие полезные ископаемые - 25%.
Таблица 1.1.
Зачисление средств в бюджеты разных уровней РФ от налоговых поступлений на
1997 год по ГНИ Октябрьского района
|Виды налогов |Размер ставки зачислений в | | |бюджеты, % | | |Федеральны|Областной |Местный | | |й | | | |1 |2 |3 |4 | |1. НДС |75 |25 | | |2. Акцизы | | | | |а) на питьевой спирт, водку и |50 |25 |25 | |ликероводочные изделия | | | | |б) акциз на пиво |- |- |100 | |в) акциз на бензин |100 |- |- | |3. Налог на прибыль | | | | |а) предприятий 35% |37 |7 |56 | |б) банков, страховых компаний 43% |30 |25 |45 | |4. Платежи за пользование природными | | | | |ресурсами: | | | | |по общераспр-ным эл - там |- |- |100 | |по минеральной воде |25 |25 |50 | |кварц для металлургии |25 |25 |50 | |другие полезные ископаемые |25 |25 |50 | |воспроизводство минерально- сырьевой |100 |- |- | |базы | | | | |5. Налог на имущество предприятий |- |50 |50 | |6. Транспортный налог |- |- |100 | |7. Налог на операции с ценными |100 |- |- | |бумагами | | | | |8. Государственная пошлина | | | | |арбитражных судов |100 |- |- | |народных судов |- |- |100 | |9. Сбор за использование наименования |100 |- |- | |«Россия» | | | | |10. Лицензионный сбор за право пр-во |- |- |100 | |оптовой торговли | | | | |11. Налог с имущества, переходящего в |- |- |100 | |порядке дарения и наследования | | | | |12. Сбор на нужды образовательных |- |- |100 | |учреждений | | | | |13. Налог на пользователей автодорог |- |100 |- | |14. Налог на реализацию ГСМ |100 |- |- | |15. Налог на приобретение |- |100 |- | |автотранспортных средств | | | | |16. Плата за воду |100 |- |- |
Доходы областного бюджета формируются за счёт НДС - 25%, акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 25%, небольшая часть налога на прибыль предприятий - 7%, налога на прибыль банков, страховых компаний - 25%, размер ставок платежей за пользование природными ресурсами тот же что и размер ставок этих платежей зачисляемых в федеральный бюджет, т.е. 25% по каждому платежу, налог на имущество предприятий - 50%. Полностью зачисляются в областной бюджет: налог на пользователей автодорог - 100% и налог на приобретение автотранспортных средств.
В местный бюджет зачисляются полностью, т.е. 100%: акциз на пиво, платежи за пользование природными ресурсами: по общераспределенным элементам, транспортный налог, государственная пошлина народных судов, лицензионный сбор за право оптовой торговли, налог с имущества, переходящего в порядке дарения и наследования и сбор на нужды образовательных учреждений. Также в местный бюджет зачисляются: акцизы на питьевой спирт, водку и ликероводочные изделия - 25%, налог на прибыль предприятий - 56%, налог на прибыль банков, страховых компаний - 45%, налог на имущество предприятий - 50, платежи за пользование природными ресурсами: по минеральной воде - 50%, кварц для металлургии - 50 %, другие полезные ископаемые - 50%.
В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики государства, от действенности которой будет зависеть экономическое положение страны. Определяя налоговую политику, законодатели создают условия для последующего нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания самого государства.
Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причём вторая из них не может развиваться в ущерб первой. При этом, основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны.
Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.
В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию.
Однако ближе к концу XIX века, во времена больших социальных потрясений, формируется новая теория, рассматривающая налоги как социальный регулятор своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения. Во второй половине 30-х годов XX века возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины ХХ века регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.
Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.
В нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер, а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положения действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулируют затратные, ресурсов - и трудоёмкие методы хозяйствования, в нормативных актах закреплён недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей, а также не отражены интересы регионов.
В России налоговая система превращается в «систему пособий», и на налоги возлагаются не свойственные им функции.
Кроме того, в общественном сознании граждан не сложилось ещё убеждение, что уклонение от налогов - тяжкое зло.
Налоговая система должна, по возможности, быть стабильной и устойчивой, в противном случае предприятиям, организациям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает в свою очередь, формированию рыночных отношений.
Таким образом, назрела необходимость серьёзно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.
С введением Налогового кодекса планируется покончить со множеством несовершенных законодательных актов в области налогообложения и значительно уменьшить число взаимопроникающих налогов, налогоподобных сборов и платежей.
Но сокращение налогов не должно стать самоцелью. Например, планируемое объединение платежей за пользование природными ресурсами и налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы ввиду того, что они якобы имеют одну и ту же налогооблагаемую базу: выручку от реализации добытого минерального сырья при расходовании на разные цели, - может только ухудшить положение предприятий, организаций, так как предполагается два налога с разными объектами налогообложения, то есть по сути совместить несовместимое.
Нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения, часто составлены наспех и содержат нечёткие формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений; нередки случаи, когда один документ противоречит другому.
Никто не сомневается в том, что изменение форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. При этом, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно- технического прогресса.
Необходимо создать такую налоговую систему, которая стимулировала бы предприятия, а не занималась только распределением доходов. До настоящего времени налоговая база могла расширяться только благодаря возникновению новых предприятий и организаций. Сейчас же назрела необходимость в проработке вопроса о создании условий возобновления работы остановившихся предприятий с помощью законодательных норм. Таким образом можно было бы покончить со спадом производства и наполнить казну государства.
Значительно улучшить налоговую систему можно принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который позволит плавно перейти в процедуру принятия Налогового кодекса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15