1. жестокостью налогового пресса; 2. связано с недостаточной подготовленностью руководителей и счетно- бухгалтерских работников, с невосприятием или новой налоговой системой.
В результате таких обстоятельств происходит занижение налогооблагаемого оборота, доходов от внешнеэкономической деятельности, неправильное применение льгот и ставок налога, а также допускаются финансовые правонарушения. Рассмотрим доначисленные суммы за 1997 год ГНИ по Октябрьскому району г. Орска по госпредприятиям и АО.
Доначисленные суммы за 1997 год ГНИ по Октябрьскому району г. Орска по ГП и
АО, млн. руб.
Таблица 3.1
|Вид платежа |Всего |Доначислено платежей |Налог |Финансовая| | |доначислено|камеральными проверками | |санкция | |НДС |106297 |28 |4296 |6850 | |Налог на прибыль |23274 |487 |496 |1821 | |Налог на имущество |3587 |33 |202 |343 | |Акцизы |61357 |0 |0 |0 |
За 1997 год по НДС всего доначислено – 106297 млн. руб. из доначислено камеральными проверками 28 млн. руб., налог составляет 4296 млн. руб., финансовая санкция за занижение налога составляет 6850 млн. руб. Занижение НДС и применение финансовой санкции за 1997 год произошло по следующим причинам: предприятиями выделен НДС расчетным путем при не выделение его счетах-фактурах и счетах, отнесены на расчеты с бюджетом суммы НДС фактически неуплаченные поставщиками за приобретенные ТМЦ, несоответствие данных бухучета с представленными декларациями. По налогу на прибыль за этот период доначислено всего 23274 млн. руб., выявлено камеральными проверками 487 млн. руб., налог составляет 496 млн. руб., финансовая санкция составляет 1821 млн. руб.
Занижение налога на прибыль и применение финансовой санкции произошло по следующим причинам: необоснованное отнесение затрат на себестоимость, занижение выручки, неправильное применение льгот.
По налогу на имущество за 1997 год всего доначислено 3587 млн. руб., выявлено камеральными проверка 33 млн. руб., налог составляет 202 млн. руб., финансовая санкция составляет 343 млн. руб.
Причины, по которым применена финансовая санкция следующие: неправильное исчисление среднегодовой стоимости имущества.
Плательщикам акциз, стоящим на учете в ГНИ Октябрьского района является одно предприятие: акцизы на бензин ОАО «ОНОС». Акциз всего доначислено 61357 млн. руб., финансовых санкций по этому налогу не применено.
Основанием административной ответственности за нарушение налогового законодательства является административное правонарушение.
В соответствии с действующим законодательством административно- наказуемыми нарушениями налогового законодательства признаются:
1. сокрытие (занижение) должностными лицами прибыли (дохода) или сокрытие
(неучтение) иных объектов налогообложения; отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушениями установленного порядка и искажение бухгалтерских учетов; представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, бланков, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; 2. непредставление предприятиями, учреждениям, организациями справок и документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика; отказ допустить к обследованию помещений предприятия, учреждений; непринятие мер по устранению выявленных налоговыми инспекциями нарушений законодательства о различных обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности; невыполнение требований налоговых органов о приостановлении операций предприятий по расчетным и другим счетам в банкам и иных финансово-кредитных учреждениях.
К административным правонарушениям, посягающим на налоговую систему, следует отнести и нарушение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и Положения о применении контрольно-кассовых машин: ведение предприятием денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины; осуществление торговых операций предприятием после приостановления его деятельности; невыдача чека лицом, обязанным выдать его или выдача чека с указанием суммы, менее уплаченной.
За совершение правонарушений, предусмотренных налоговым законодательством, налоговая инспекция может применить штрафы от двух до семи минимальных размеров оплаты труда. Законом же «О применении контрольно- кассовых машин» установлен гораздо больший размер штрафа, налагаемого на юридических лиц,– в 700-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Порядок наложения административных штрафов должностными лицами налоговой службы регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О Государственной налоговой службе».
Налоговые преступления являются наиболее опасным видом правонарушений в сфере налогового законодательства. Такие действия причиняют значительный ущерб финансовым интересам государства и зачастую способствуют криминализации экономики. По этому законодательству не ограничиваются применением к виновным только финансовых санкций или наложением административных наказаний и устанавливают в ряде случаев уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства.
Уголовное законодательство устанавливает ответственность налогоплательщика за уклонение от подачи декларации о доходах, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения,–наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах является наиболее жестким и в то же время эффективным средством предупреждения налоговых преступлений.
Налогоплательщик не может быть привлечен к уголовной ответственности, если непредставление декларации или несвоевременная ее подача связана с болезнью или другими исключающими вину обстоятельствами.
Уголовный кодекс предусматривает ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах – наказывается штрафом в сумме до трехсот пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством.
В случае умышленного сокрытия доходов в крупных или особо крупных размерах помимо финансовых санкций, прилагаемых к налогоплательщику – юридическому лицу, руководители и другие должностные лица предприятий, организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности.
К налоговым преступлениям относятся такие деяния, как противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Устанавливается ответственность за уклонение от неявки в органы ГНИ для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках дохода (прибыли) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов налоговой службы. Такие действия при применении уголовного закона наказываются штрафом в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Также существует уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства, может наступить и по другим статьям уголовного кодекса.
Так, в соответствии с уголовным кодексом преступным признается незаконное предпринимательство, т.е. за предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, а также с нарушением, а также с нарушением условий лицензирования в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение таких действий влечет уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от одного года, либо штраф от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой.
Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям.
Уголовный закон, устанавливая ответственность за подобные нарушения, как бы повышает действенность и эффективность финансовых и административных санкций, применяемых органами налоговой службы.
Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства во многом зависит от следующих факторов:
a) правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства; b) формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли); c) повышение правовой квалификации сотрудников ГНИ; d) совершенствования и унификации действующего законодательства.
3.2 Совершенствование налоговой системы, как фактор повышения эффективности системы налогообложения.
Налоговая политика страны органически взаимосвязана с ее экономическим развитием. Налоги играют решающую роль в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода общества. Так, в структуре ВВП налоги, контролируемые государственной налоговой службой России, составили в 1996 и 1997 годах соответственно 24 и 22%.
Основной недостаток налоговой системы России заключается в том, что она плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов-предприятий. Налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании.
В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы производимой продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому сегодняшняя близость критической точки налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налогов.
В первую очередь, это касается налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Необходимо снизить реальные изъятия из прибыли предпринимательства хотя бы до уровня 50% или, как оптимум, до размеров собственного налога на прибыль, т.е. 35%.
Что касается преобразований по НДС, то они необходимы по следующим причинам. Ситуация с НДС в России противоречит элементарным требованиям мировой теории налогообложения. Так, в России базой НДС является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные вычисления. В базу этого налога включается так же акциз и таможенная пошлина, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. По сути, одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз. В следствие всего этого НДС практически превращается в налог с продаж, выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, многократно увеличивающего цену.
Таким образом, если выпустить «налоговый воздух» из цены, то она снизилась бы в три-пять раз. Это особенно относится к товарам, облагаемым акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле увеличивается его дефицитность, поскольку инфляционный фактор в еще большей степени влияет на его расходы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15