Занятия проводились два раза в неделю в период с мая по сентябрь (в среднем 30 занятий). Длительность одного занятия от 20 минут (на адаптационном этапе) до 45-60 минут (на основном этапе).
Основу содержания занятий составили стандартные физические упражнения, которые были адаптированы к иппотерапии и задачам физической реабилитации конкретного ребенка. Использовались упражнения для коррекции осанки, на равновесие, внимание, координацию, упражнения сбивающего характера, упражнения с закрытыми глазами, на расслабление и восстановление, дыхательные упражнения, упражнения и игры с предметами.
По мере обучения возрастали требования к всаднику и лошади. Отрабатывались движения не только про прямой, но и поворот, езда по дуге, кругу или спирали, подъем и спуск с искусственных горок, перешагивание и обхождение искусственных препятствий. Кроме того, проводилось обучение различным аллюрам помимо шага: облегченная и прибавленная рысь, галоп.
После занятия (под наблюдением инструктора) предлагалось покормить лошадь, пройтись с ней несколько кругов, держа под уздцы (лошадь отдыхает, а ребенок учится контролировать большого друга).
До и после курса иппотерапии проводилось исследование детей.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с гипертонией
Задачи:
1. Снизить артериальное давление.
2. Улучшение общего состояния больного.
3. Улучшение и нормализация нарушенной регуляции сосудистого тонуса.
4. Нормализация психоэмоциональной сферы.
5. Устранение вестибулярных расстройств.
6. Повышение неспецифической сопротивляемости.
7. Восстановление нормальной адаптации к физической нагрузке и физической работоспособности.
Интенсивность нагрузки в начале курса – ниже средней, а затем (с расширением адаптационных возможностей организма) – средняя. Использовать простые упражнения для средних мышечных групп с большим повторением, силовые упражнения малой интенсивности в изометрическом режиме, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание, упражнения на расслабление.
Исключить скоростно-силовые упражнения, натуживания, частую смену положения, длительное положение с опущенной вниз головой.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с гипотонией
1. Нормализация тормозно-возбудительного равновесия в коре головного мозга.
3. Увеличение сократительной способности миокарда, нормализация сосудистого тонуса, увеличение тканевого обмена, повышение мышечного тонуса.
4. Повышение адаптационных способностей всего организма больного, отдельных его систем и органов, общее укрепление и оздоровление организма, повышение эмоционального тонуса, снижение субъективного проявления болезни.
Использовать статические упражнения, упражнения силового характера для крупных мышц, упражнения скоростно-силового характера, дыхательные упражнения, упражнения на равновесие, координацию, игры. Вначале курса интенсивность малая и малое количество повторов, затем интенсивность средняя, количество повторов постепенно увеличивать.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с гастритами и другими нарушениями деятельности ЖКТ
1. Уменьшение и ликвидация воспалительных изменений.
2. Создание благоприятных условий для репаративных процессов.
3. Улучшение трофики ЖКТ.
4. Нормализация секреторной и моторной функций желудка.
5. Повышение неспецифической резистентности организма.
6. Адаптация к повышению физических нагрузок.
В начале курса интенсивность ниже средней, а затем (с расширением адаптационных возможностей организма) – средняя. Показаны упражнения для мышц брюшного пресса, для мышц спины, тазового дна, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с избыточным весом
1. Улучшение и нормализация обмена веществ, в частности жирового.
2. Уменьшение избыточной массы тела.
3. Повышение адаптации к физическим нагрузкам.
4. Нормализация функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, создание необходимой компенсации для деятельности этих систем в условиях измененного обмена веществ.
5. Улучшение и нормализация двигательной сферы ребенка.
6. Повышение неспецифической резистентности организма.
Интенсивность вначале курса – ниже средней, по мере возрастания адаптации к физическим нагрузкам – средняя и выше средней. Использовать упражнения для крупных и средних мышечных групп, для мышц брюшного пресса, дыхательные упражнения, на координацию, упражнения с отягощением, игры.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с бронхиальной астмой и другими заболеваниями дыхательной системы
Общие –
1. Повысить устойчивость организма к воздействию внешних факторов.
2. Укрепить вегетативную нервную систему, нормализовать процессы возбуждения и торможения.
3. Адаптация к повышению физических нагрузок.
Специальные –
4. Снять бронхоспазм и патологическую доминанту.
5. Нормализовать механизм дыхания и функцию внешнего дыхания.
6. Повысить силу дыхательной мускулатуры и подвижность грудной клетки, предупредить развитие эмфиземы легких и других осложнений.
Использовать различные дыхательные упражнения (статические, динамические, специальные). Их соотношение к общеразвивающим – 1:2, 1:3. Использовать упражнения для верхних конечностей, плечевого пояса, грудной клетки, брюшного пресса. Использовать большое количество упражнений на расслабление.
Особенности комплексной программы физической реабилитации с использованием иппотерапии для детей 6-16 лет с нарушением осанки
1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, создание прочного мышечного корсета.
2. Исправление имеющихся дефектов опорно-двигательного аппарата.
3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
4. Нормализация функциональных возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.
5. Повышение неспецифических, защитных сил организма.
Использовать упражнения для мышц брюшного пресса, спины. Так же использовать корригирующие упражнения, дыхательные упражнения (с акцентом на диафрагмальное дыхание), упражнения на координацию, игры.
Надо отметить, что разработанная программа иппотерапии осуществлялась в 2 этапа (адаптационный и основной) и включала: комплекс иппотерапии, обучение аллюрам, коррекционные подвижные игры и самостоятельные занятия. Основу содержания занятий составили стандартные физические упражнения, однако, интенсивность нагрузки, количество повторений упражнений, их качественный и количественный состав в комплексе регулировался в зависимости от задач при различных патологиях (гипотония, гипертония, заболевания органов дыхания, нарушения со стороны деятельности ЖКТ, избыточный вес, нарушение осанки).
Таблица 12 – Комплексная программа иппотерапии для детей 6-16 лет с различными соматическими заболеваниями
Проводимые мероприятия
Содержание
Дозировка
ОМУ
1. Иппотерапия:- адаптационный этап
Комплекс 1
Первые 2-3 занятия,
20-25 мин,
Страховка с двух сторон лошади, при необходимости – на лошади один из родителей;
- основной этап
2. Обучение аллюрам
3. Коррекционные по-движные игры
4. Самостоятельные за-нятия
Комплекс 2
Езда по дуге, кругу, спирали, перешагивание, обхождение препятствий, подъем, спуск с искусственных горок
«Серсо», «В кругу», «Сбить кеглю», «Поло», «Маневр»
Комплекс 3
2 раза в неделю
35-45 мин,
Через 8-10 занятия,
10-15 мин в конце занятия
5-7 мин в конце комплекса иппотерапии
10-15 мин,
ежедневно
Упражнения в исходном положении лежа на спине
выполняются только на стоящей лошади. Темп выполнения упражнений медленный.
После занятия обязательно походить.
Темп выполнения в начале медленный, при освоении упражнений – темп средний. После занятия обязательно походить.
Начинать обучение, когда ребенок научится правильно и свободно держаться на лошади. Начитать с изменения направления движения, затем – перешагивание препятствий, затем – езда по горкам.
Постоянный контроль осанки.
Смотри ОМУ игр.
Смотри ОМУ в комплексе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20