Рефераты. Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет

Анализ деятельности дыхательной системы

1. Частота дыхательных движений (приложение В, Д3). Среднее значение по этому показателю до эксперимента составило 26,29±1,42 дв/мин. Тахипное в покое было выявлено у 14 человек, что составляет 82,4% от общего числа испытуемых.

После эксперимента тахипное в покое выявлено у 10 человек, что составляет 58,8% от общего числа испытуемых. При этом снижение ЧДД произошло у 100% детей в среднем на 20,4% (от 4,8 до 38,9%). Среднее значение по этому показателю составило 20,5±0,90 дв/мин, что на 20,4% ниже исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=5,63>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

2. Экскурсия грудной клетки (приложение В, Д5). До эксперимента данный показатель соответствует норме у всех детей. Размах составил от 4 до 8 см. Среднее значение по всем детям – 5,82±0,33 см. Наилучший результат показали Света-10лет, Анна-16лет и Стас-16 лет – 8 см. Наименьший результат у Игоря-7лет, Виталия-8лет и Сергея-10лет – 4 см.

По окончанию эксперимента показатель так же соответствует норме. Размах составил от 5 до 11 см. Наибольший прирост отмечен у Кати-12лет – на 6 см (на 120%). У 1 ребенка показатель не изменился, у 1 снизился на 1 см, что можно объяснить неточностью измерения. У остальных детей отмечается увеличение размаха на 14,3-83,3%. Среднее значение по этому показателю, независимо от возраста, составило 8,24±0,56 см, что на 43,8% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=5,05>tкрити.=2,92) с вероятностью более 0,99.

3. Проба Штанге (приложение В, Д4). Среднее значение до эксперимента по всем детям составляет 33,5±3,08сек.

В 100% случаев показатель ниже нормы.

После эксперимента показатель ниже нормы выявлен у 12 человек, однако улучшение результата пробы отмечается в 100% случаев. Наибольший прирост отмечен у Светы-10лет – на 74,2%. У остальных детей – от 16,2 до 72,5%. Среднее значение по всем детям составляет 46,2±3,78сек, что в среднем на 40,5% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок, является статистически достоверной (tнабл.=7,69>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.

4. Проба Генчи (приложение В, Д5). Среднее значение до эксперимента по всем детям составляет 13,76±1,41 сек.

Результат ниже нормы выявлен в 100% случаев.

После эксперимента показатель ниже нормы выявлен у 7 человек (нормализация результата в 70,5% случаев). Однако улучшение результата пробы отмечается в 100% случаев. Наибольший прирост отмечен у Виталия-8лет – на 166,7%. У остальных детей – от 14,3 до 155,6%. Среднее значение по всем детям, не зависимо от возраста, составляет 21,8±1,9сек, что на 68,6% выше исходного.

Разница между средними показателями до и после исследования, оцениваемая по критерию Стьюдента для малых зависимых выборок является статистически достоверной (tнабл.=6,85>tкрит.=2,92) с вероятностью более 0,99.


Таблица 18 – Результаты средних показателей функционального исследования детей, занимающихся иппотерапией  

Время обследования

ЧДД,

дв/мин

Экскурсия грудной клетки, см

Проба Штанге,

сек

Проба Генчи,

сек

До эксперимента

26,3±1,42

5,8±0,33

33,5±3,08

13,8±1,41

После эксперимента

20,5±0,90

8,24±0,56

46,2±3,78

21,8±1,9

P<

0,01

0,01

0,01

0,01

∆(%)

-20,4

43,8

40,5

68,6

 

Анализ деятельности ЖКТ и нервной системы по результатам анкетирования (приложение Г, Д6)    

Проанализировав данные анкетирования до эксперимента, мы получили следующие результаты: у исследуемых детей (по субъективным данным) так же отмечаются нарушения со стороны ЖКТ, выражающиеся частыми болями в области живота у 41,1%, частыми запорами у 23,5%, частыми поносами у 17,6%, плохим аппетитом у 35,2%. Со стороны нервной системы выявлено нарушение сна у 70,5%, частые головные боли у 64,7%, частое головокружение у 17,6%. Частое плохое настроение выявлено у 23,5%, малообщительность – у 64,7%.

После эксперимента:

- частые боли в области живота, частые поносы, частые запоры снижены на 100%;

- улучшение аппетита на 66,7%;

- улучшение сна на 160%, снижение частой бессонницы на 100%;

- снижение частых головных болей на 90,4%;

- снижение частых головокружений на 100%;

- улучшение настроения на 100%;

- увеличение общительности на 116,7%.

Таким образом, иппотерапия оказывает положительное влияние на организм занимающихся, которое выражается в улучшении деятельности пищеварительного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.


Заключение


На основании анализа научно-методической литературы были изучены механизмы воздействия иппотерапии как вида физической реабилитации на организм человека. Иппотерапия имеет следующие взаимодополняемые сферы воздействия: биомеханическую, физиологическую и психосоциальную. В основе эффективности терапии лежит активная работа пациента на лошади, то есть выполнение комплекса упражнений на шагающей лошади.

Сравнение результатов функционального исследования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ВНС, ЖКТ у детей 6-16 лет со среднестатистическими данными показало, что основной диагноз не раскрывает всей картины соматического состояния. Отклонения от нормы в работе физиологических систем и органов были учтены при разработке программы иппотерапии.

Разработанная комплексная программа физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии предусматривает два этапа – адаптационный и основной, и включает занятия на лошади 2 раза в неделю по 20-25 мин на адаптационном этапе и по 35-45 мин на основном этапе. Так же включены обучение аллюрам, коррекционные подвижные игры, самостоятельные занятия дома.

Эффективность разработанной комплексной программы иппотерапии для детей 6-16 лет с различными соматическими заболеваниями изучалась по динамике показателей функционального исследования органов и систем. Сравнение данных до и после курса иппотерапии выявило положительную динамику по всем изучаемым показателям. Статистически достоверный прирост по сравнению с исходным состоянием отмечен по следующим результатам: рост стоя, масса тела, индекс Кетле, АДс, ПД, ЧСС, СО, МОК, ЧДД, экскурсия грудной клетки, пробы Штанге и Генчи.

Кроме того, отмечается снижение жалоб на нарушение деятельности ЖКТ.

Вместе с тем, наблюдается увеличение адаптационного потенциала, что говорит о повышении функциональных возможностей организма, повышении сопротивляемости к патогенным факторам, адаптации к повышающимся физическим нагрузкам.

Подводя итоги, можем сказать, что иппотерапия благотворно влияет на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, а также на настроение, поведение, общительность, познавательные процессы.

Уникальность иппотерапии как вида физической реабилитации состоит в комплексности воздействия: каждое занятие лечебной верховой ездой повышает объем двигательной активности ребенка, решает лечебные задачи, обеспечивает потрясающий эмоциональный стимул, а также привносит в жизнь ребенка чудесный момент контакта с лошадью и другим человеком. Очень важно, чтобы каждое занятие включало в себя не только катание: ребенок непременно должен посильно участвовать в уходе за животным, в оседлывании-расседлывании, в угощении лошади, в ее восстановительной прогулке. Эмоциональный подъем, сопровождающий эти занятия, позволяет самым разным детям двигаться вперед в своем развитии – преодолевать страхи, получать удовольствие от общения. Занятия помогают в развитии психических процессов, дают возможность принять в свою жизнь что-то новое.

Таким образом, иппотерапия, на наш взгляд, является эффективным видом физической реабилитации и может быть широко использована для коррекции и профилактики различных заболеваний.


Список использованных источников

1                   Агафонычев, В.И. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство / В.И. Агафонычев. – Санкт-Петербург: Наука и техника, 2006. – 304 с.

2                   Балакшин, О.В. Лошадь для иппотерапии / О.В. Балакшин // Коневодство и конный спорт. – 2000. – № 6. – С. 31.

3                   Балакшин, О.В. Лошадь вчера и сегодня / О.В. Балакшин // Коневодство и конный спорт. – 1996. – № 4. – С. 2-4.

4                   Бикнелл, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов: практическое руководство / Джоан Бикнелл, Хелен Хенн, Джун Вебб // Пер. с англ. – Москва: Аквариум, 1995. – 276 с.

5                   Варецкий, В. Применение верховой езды с лечебной целью / В. Варецкий, В. Никольский, И. Бобырев // Коневодство и конный спорт. – 1998. – № 5. – С. 20-21.

6                   Васильев, О.С. Искусство движения / О.С. Васильев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2006. – №4. – С. 55-58.

7                   Вопросы и ответы: пособие по терапевтической верховой езде / Ф. Джоскик [и др.]; под общ. ред. С. Вудз / Пер. с англ. – Москва: МККИ, 2002.—232 с.

8                   Губина, В.Н. Опыт работы отделения психотерапии в условиях местного загородного реабилитационного центра для детей и подростков с соматическими расстройствами / В.Н. Губина, О.Ф. Макарова // Детская и подростковая реабилитация. – 2004. – №2. – С. 53-58.

9                   Гурвич, П.Н. Какие заболевания лечат верховой ездой / П.Н. Гурвич // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 1. – С. 24-25.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.