Рефераты. Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. Влияние лошади на организм ребенка при помощи тесного телесного двигательного контакта и диалога с лошадью, может и должно использоваться при физической (телесной) терапии, двигательной терапии и реабилитации больных детей [4, 9].

Психотерапевтический фактор полезен не только в лечении детей, имеющих различные нарушения в психическом развитии. О пользе психотерапии в лечении соматических расстройств писали многие врачи, как например, врачи ГУЗ «Детский санаторно-реабилитационный центр «Детские Дюны» (г.Санкт-Петербург) О.Ф. Макарова и Н.В. Губина [8]. Доктор Тиссорт, а за ним и доктор Леви указывают на то душевное спокойствие и твердость, которые являются результатом верховой езды: «Глубокое, которое Возбуждаемое чувство удовольствия верховая езда, есть истинно желаемое развлечение, из которого практик-врач может извлечь большую пользу. Уверенность, следующая за робостью первых шагов, быстрота, многочисленность впечатлений, сменяющих одно другое, обязательная внимательность к своим движениям, чтобы руководить как следует животным, чувство удовлетворения и безопасности, являющееся мало-помалу, чувство постепенно растущего доверия к самому себе, смелости, хладнокровия – все это средства, влияющие в то же время на ход мыслей и производящие глубокие реакции в привычках» [33].

Таким образом, эффективность иппотерапии состоит не только из наслаждения ритмичным движением лошади и прогулки в расслабленном положении. Пациенту необходимо научиться воспринимать двигательные импульсы, исходящие от лошади, тренировать координацию и активизировать подвижность суставов, а также находить взаимный контакт с животным.


1.2Показания для занятий иппотерапией


Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

* нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;

* нарушения двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита;

٭ заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;

* детский церебральный паралич;

* психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;

* умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

* прекрасно поддаются реабилитации с помощью ЛВЕ болезни, которые традиционно принято относить к так называемым «болезням регуляции»: желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания, в том числе постинфарктные состояния (с середины 3-го тренирующего этапа 2-й фазы физической реабилитации), артериальная гипертензия 1 и 2 степеней;

* грыжи, если не беспокоят клинические признаки;

* потеря зрения, потеря слуха;

* эпилепсия (при редких припадках);

* отсутствие конечностей;

* координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента;

* различные нарушения социальной адаптации;

* послеоперационная реабилитация [4, 18, 23, 27, 50].

Регулярные занятия ЛВЕ благотворно влияют на весь организм в целом, нормализуя деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Доказано, что такие занятия снижают порог судорожной готовности мозга, нормализуют уровень сахара в крови у диабетиков и т.д. [14, 19].

А вот наблюдения и результаты главврача Николаевской больницы Юрия Петровича Линеца: «Верховая езда помогает нашим пациентам избавиться не только от наркозависимости, тяги к алкоголю, азартным играм, но и от сердечно-сосудистых болезней, болезней желудочно-кишечного тракта. Помогает верховая езда и пациентам, страдающим урологическими недугами. У нас занимается пациент, который находится на гемодиализе, у него практически не действует почка. И занятия ему помогают!» [13].

Особенно эффективной и действенной ЛВЕ оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми, практически неизлечимыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, олигофрения (синдром Дауна), ранний детский аутизм. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с чудесным, уникальным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека. Иппотерапия предписывается пациентам с неврологическими нарушениями различной этиологии. Особенно рекомендуется детям с врожденными мозговыми нарушениями, посттравматическими, поствоспалительными и дегенеративными неврологическими симптомами, а также взрослым с рассеянным склерозом [2, 19, 23, 50].


1.3Методические основы занятий иппотерапией


Больного человека нельзя посадить на любое непарнокопытное животное, будь то лошадь, пони или осел. Положительные результаты в иппотерапии во многом зависят от правильного подбора четвероногих «лекарей». Даже самая породистая и во всех других отношениях великолепная лошадь может быть непригодной для такой работы. Лошади некоторых пород даже не рекомендуются для иппотерапии.

К лошади, используемой для ЛВЕ, предъявляются определенные требования в отношении характера, нрава, выносливости, типа и экстерьера. Кроме того, каждая лошадь в обязательном порядке должна пройти специальную подготовку, которая выработает у нее и усилит необходимые качества.

Характер животного имеет решающее значение. Обязательное и неукоснительное правило: лошадь должна быть «доброезжей» и смелой. Для ЛВЕ подходят лошади только уравновешенного типа высшей нервной деятельности (к примеру, лошадей ахалтекинской, арабской и чистокровной верховой пород использовать не стоит, потому что чаще всего у этих лошадей пылкий, «взрывной» темперамент). Лошадь должна легко и охотно идти на контакт с человеком, от природы быть послушной, терпеливой, покладистой и надежной, не игривой, но и не вялой, не ленивой. Пугливая или нервная лошадь для иппотерапии не годится. Она ничего не должна бояться, в особенности всех предметов, используемых во время занятий, в том числе инвалидных колясок и костылей. Она должна терпимо относиться к ошибкам всадника, а также к различным шумам и беспорядку, создаваемому, например, детьми или другими животными. Лошадь должна быть не щекотливой, не слишком чувствительной, но в то же время хорошо отзывающейся на сигналы поводом, прикрепленным к плотно пригнанному недоуздку (это особенно важно в работе с пациентами с непроизвольными резкими движениями рук). Совершенно недопустимы такие формы поведения лошади, как шараханье от чего бы то ни было, инстинктивная агрессивная реакция на страх пациента, удары копытами или укусы, любые дурные привычки или капризы. Более того, лошадь должна быть способна преодолевать возможное чувство страха у всадника и гасить его агрессию. Все это обеспечит безопасность занятий.

Размер и экстерьер. Для ЛВЕ более всего подходит лошадь среднего роста – от 145 до 160 сантиметров в холке (естественно, пони меньшего роста). На более высокой лошади больному всаднику может быть страшно, а помощнику труднее его страховать. У некрупной лошади, кроме того, соразмерный человеческому шаг, а, как известно, частота шага лошади, приближенная к естественному человеческому, очень важна для выработки у пациента двигательных стереотипов (при различных поражениях опорно-двигательного аппарата и нарушениях деятельности внутренних органов). По медицинским показаниям иногда требуется использовать пони с более мелким шагом. Всегда лучше подбирать лошадь, подходящую конкретному всаднику.

Желательно, чтобы у лошади была достаточно длинная шея с высоким или средним выходом. Спина должна быть прямая, хорошо обмускуленная, не очень широкая, средней длины (короткая спина может быть неудобна для всадника, а длинная приводит к быстрой утомляемости спинных мышц). Высокая холка и выступающий хребет недопустимы. Движение шагом, которое, в основном, используется в иппотерапии, должно быть живым, ритмичным, свободным. Рысь должна быть ровной, эластичной, нетряской, с невысокой амплитудой движения спины. Обязательно умение ходить и сокращенной рысью, чтобы сопровождающий мог не бежать, а идти рядом с лошадью шагом. Еще она должна уметь двигаться ровным манежным галопом.

Возраст лошади жестко не ограничивается, хотя от молодой лошади в возрасте до 5 лет трудно ожидать хорошей способности к концентрации на работе, а также натренированности на гибкость и удержание равновесия своего и всадника. Старая же лошадь лишена необходимых для иппотерапии гибкости и мягкости.

Постоянный санитарно-ветеринарный контроль, все необходимые предохранительные прививки, хороший уход за лошадью, регулярная расчистка копыт (лошадей лучше не подковывать), идеальная чистота – обязательные требования при проведении ЛВЕ [2, 34, 47].

Условия проведения занятий:

1.                Площадка. Не должно быть скопления посторонних людей, площадка должна быть огорожена и иметь мягкое покрытие.

2.                Персонал. В проведении занятия участвуют: коневод (ведет лошадь под уздцы), инструктор, помощник инструктора (часто это один из родителей). В пределах площадки так же должен находиться фельдшер или медицинская сестра.

3.                Лошадь. Должна быть сытой, спокойной, отлично вычищенной, снаряжение должно быть в соответствии с болезнью ребенка и выполняемыми им упражнениями.

При проведении занятий необходимо помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с лошадьми, носить определенную одежду (неяркую и не шуршащую), быть внимательным. При возникающих сомнениях необходимо консультироваться с лечащим врачом. Во время движения избегать резких поворотов (всадник может потерять равновесие), избегать возможных падений всадника, а также необходимо одевать на всадника страховочный шлем (каску). Ребенка садят на лошадь с левого бока по специальной лесенке. При этом коновод стоит лицом к голове лошади, одной рукой держит поводья, а другой поглаживает животное. Если всадник не может сесть на лошадь самостоятельно, ему помогают два помощника. Один с внутренней, левой, стороны подсаживает всадника, а другой с наружной стороны принимает тяжесть тела всадника, опуская его на спину лошади или на стремя (если лошадь под седлом). При ряде заболеваний занимающийся может сам садиться на лошадь. Во время посадки ребенка нельзя торопить: он начинает нервничать, что ухудшает его настроение, самочувствие, а, следовательно, и снижает эффективность занятий. Во время верховой езды ребенку полезно выполнять разные упражнения, количество и качество которых зависит от заболевания ребенка и его степени. Сами занятия проводят 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий, их количество, а так же количество и качество упражнений подбирается индивидуально [4, 35, 47].

Принципы ЛВЕ:

·                   Принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск травмирования.

·                   Принцип максимально оздоровительного эффекта.

·                   Принцип индивидуализации в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания, возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.