Высокий результат так же трактуется как неудовлетворительный, если его увеличение было за счет частоты сердечных сокращений.
4. Систолический объем (СО). Определяется математическим методом по формуле Старра:
СО=100+0,5ПД-0,6АДд-0,6*возраст,
где СО – систолический объем, мл;
ПД – пульсовое давление, мм рт.ст.;
АДд – диастолическое давление, мм рт.ст.
Показатель зависит от возраста, деятельности сердечно-сосудистой системы. В норме он составляет от 10-17 до 55-65 мл. Систолический объем является косвенным показателем артериального давления.
5. Минутный объем крови (МОК). Определяется математическим методом по формуле:
МОК=СО*ЧСС,
где МОК – минутный объем крови, л/мин;
СО – систолический объем, мл;
ЧСС – частота сердечных сокращений, уд/мин.
В норме этот показатель равен от 1,5 до 3-4 л/мин, в зависимости от возраста. Минутный объем крови является косвенным показателем частоты сердечных сокращений и систолического объема.
6. Функциональная ортостатическая проба. Служит для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы, её симпатического отдела (преимущественно). Основана на том, что симпатическая и парасимпатическая вегетативная нервная система противоположно влияют на внутренние органы, тонус сосудов и на сердце, уравновешивая друг друга. Перемена положения тела в пространстве является физической нагрузкой, вызывающей изменения активности отделов вегетативной нервной системы. При переходе из горизонтального положения в вертикальное, возбудимость симпатической нервной системы увеличивается, что проявляется в увеличении частоты сердечных сокращений, таким образом, по разнице ЧСС стоя и лёжа можно количественно оценить тонус и возбудимость симпатической нервной системы.
Ребенок 4-5 минут должен находиться в горизонтальном положении на спине, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (за минуту). Затем обследуемый быстро встает, и сразу повторяют определение частоты сердечных сокращений (за 15 секунд в пересчете на минуту) в положении стоя. Хорошее функциональное состояние при учащении пульса на 4-12 уд/мин. Удовлетворительное – на 13-18 уд/мин. Неудовлетворительное – на 19 и более уд/мин.
[10, 11, 24, 40].
Методы исследования дыхательной системы
1. Частота дыхательных движений (ЧДД). Подсчитывается число дыхательных движений, сделанных ребенком за минуту. Измеряется в движениях в минуту. Показатель зависит от возраста. В таблице 4 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 4 – Частота дыхательных движений у детей 6-16 лет
Пол/возраст
6
7
8
9
10
11
12
13
16
Мальчики
До 25
12-19
12-20
14-20
13-19
12-18
Девочки
13-21
15-19
14-18
2. Окружность грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Показатель зависит от возраста. В таблице 5 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 5 – Окружность грудной клетки у детей 6-16 лет
58,41-60,05
59,44-61,10
61,70-63,68
62,89-64,62
65,25-67,81
67,88-70,24
70,11-73,32
73,35-76,82
86,99-88,93
56,33-57,93
58,08-60,17
59,36-61,19
60,45-62,86
63,44-66,07
66,99-69,99
71,08-74,76
73,51-76,61
80,79-82,60
3. Экскурсия грудной клетки. Измеряется с помощью сантиметровой ленты. Это разница между окружностью грудной клетки при максимальным вдохом и максимальном выдохе в сантиметрах. Средний показатель – 3-7 см.
4. Проба Штанге. Проводится в положении сидя. Ребенок делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяется время задержки дыхания. В таблице 6 приведены средние значения данного показателя для детей разного пола и возраста.
Таблица 6 – Проба Штанге для детей 6-16 лет
Возраст в годах
30
26
36
40
44
50
51
60
48
61
14
64
54
15
68
71
5. Проба Генчи. Проводится в положении сидя. Испытуемый с зажатым носом делает свободный выдох через рот и сидит с закрытым ртом до появления неприятных ощущений. В таблице 7 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.
Таблица 7 – Проба Генчи для детей 6-16 лет
6-7
18
17
19
22
21
24
20
25
27
29
28
Методы антропологических исследований
1. Рост стоя. Измеряется ростомером. Ребенок становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. Измеряется в сантиметрах. В таблице 8 приведены средние значения данного показателя для детей разного возраста и пола.
Таблица 8 – Средние показатели роста для детей 6 -16 лет
девочки
114,45-120,99
113,93-120,29
119,76-128,22
119,61-127,18
125,18-132,12
124,76-132,00
130,55-138,24
129,10-136,95
136,05-144,39
134,93-142,95
140,43-149,01
141,17-150,25
145,56-155,13
147,56-157,48
151,94-162,46
152,97-161,35
158,77-170,39
157,95-165,23
166,71-177,41
160,55-167,96
171,50-179,37
161,32-168,44
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20