· Принцип непрерывности, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
· Достаточная длительность применения иппотерапии, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
· Принцип динамизации, то есть постепенного наращивания нагрузки. Умеренная, но продолжительная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
· Разнообразие и новизна в проведении занятий: 10% упражнений обновляются, а 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов.
· Принцип системного чередования нагрузки и отдыха.
Кроме того, необходим постоянный врачебный контроль за адекватностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости. Также нельзя подвергать всадника излишнему риску, опираясь на главную заповедь медицины: «Не навреди».
В лечении больного необходимо комплексное рациональное сочетание иппотерапии и других средств и методов физической реабилитации [7, 9, 25, 42].
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1 Анализ научно-методической литературы.
2 Педагогический эксперимент.
3 Медико-биологические методы исследования.
4 Анкетирование.
5 Методы математической статистики.
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
Были изучены работы отечественных и зарубежных авторов, которые позволили обосновать актуальность темы исследования, конкретизировать цель и задачи исследования, выявить механизмы влияния иппотерапии на организм, способствовали разработке программы иппотерапии. Использованы научно-методические пособия, научные статьи, учебники, монографии.
2.1.2 Педагогический эксперимент
Нами был проведен педагогический эксперимент по методу автоконтроля: использовалась одна и та же группа последовательно в качестве контрольной и в качестве экспериментальной, т.е. до начала эксперимента группа являлась контрольной, а после эксперимента – экспериментальной. Полученные до эксперимента результаты сравнивались с результатами, полученными после него [37].
2.1.3 Медико-биологические методы исследования
Методы исследования сердечно-сосудистой системы
1. Артериальное давление (АД). Выделяют систолическое или максимальное давление (АДс), диастолическое или минимальное давление (АДд) и пульсовое давление (ПД), которое измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.). Систолическое и диастолическое давление определяется аускультативным методом Н.С. Короткова. Манжету тонометра накладывают на нижнюю треть плеча, фонендоскоп устанавливают в области локтевой ямки на лучевой или локтевой артерии. При помощи резиновой груши в манжету тонометра нагнетают воздух до уровня 150-160 мм. рт.ст. Затем, постепенно открывая вентиль выпускают воздух из манжеты и отмечают появление первых тонов, соответствующих уровню систолического давления (АДс), также отмечают момент исчезновения тона – диастолическое давление (АДд). ПД определяется математическим методом и равно разнице систолического и диастолического давления.
ПД=АДс-АДд, мм рт.ст.
Эти показатели зависят от пола и возраста. Диапазон колебаний максимального, минимального давления для детей 6-16 лет представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Артериальное давление у детей 6-16 лет
Возраст
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
давление
95/55
95/60
100/60
105/65
110/65
115/70
120/75
Пульсовое давление должно составлять – 35-45 мм рт.ст.
2. Частота сердечных сокращений (ЧСС). Определяется с помощью пальпации на одной из периферических артерий; измеряется в ударах в минуту (уд/мин).
Этот показатель зависит от пола и возраста. Диапазон колебаний частоты сердечных сокращений для детей 6-16 лет представлен в таблице 2.
Таблица 2 – ЧСС у детей 6-16 лет
Пол/возраст
Мальчики
86-92
84-88
80-85
78-84
77-83
76-82
75-81
73-79
Девочки
88-94
86-90
81-86
79-84
78-83
77-82
75-80
3. Двойное произведение (индекс Робинсона). Определяется математическим методом по формуле:
ДП=ЧСС*АДс/100,
где ДП – двойное произведение, уровень;
ЧСС – частота сердечных сокращений, уд/мин;
АДс – систолическое артериальное давление, мм рт.ст.
ДП является косвенным показателем тренированности сердечно-сосудистой системы. Значение этого индекса зависит от пола и возраста, и определяется как «неудовлетворительный», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий». Диапазон колебаний индекса Робинсона представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Индекс Робинсона
Пол
уровень
Неудовлетв.
Ниже средн.
Средний
Выше средн.
высокий
мальчики
73,4 и ниже
73,5-76,7
76,8-80,5
80,6-85,5
85,6 и выше
68,1 и ниже
68,2-71,3
71,4-78,1
78,2-81,5
82,6 и выше
65,2 и ниже
65,3-69,2
69,3-77,3
77,4-81,3
81,4 и выше
58,3 и ниже
58,4-66,7
66,8-75,2
75,3-83,6
83,7 и выше
56,7 и ниже
56,8-65,6
65,7-74,7
74,8-83,6
57,1 и ниже
57,2-67,9
68,0-78,8
78,9-88,6
89,7 и выше
72,0 и ниже
72,1-73,3
73,4-76,0
76,1-77,3
74,4 и выше
56,5 и ниже
56,6-68,2
68,3-80,1
80,2-91,8
91,9 и выше
дев.
60,9 и ниже
61,0-71,4
71,5-82,1
82,2-92,6
92,7 и выше
65,7 и ниже
65,8-72,1
72,2-78,6
78,7-85,0
85,1 и выше
девочки
66,9 и ниже
67,0-69,6
69,7-75,3
75,4-78,0
78,1 и выше
63,9 и ниже
64,0-68,8
68,9-78,9
79,0-83,8
83,9 и выше
77,4 и выше
61,8 и ниже
61,9-66,4
66,5-75,9
76,0-80,5
80,6 и выше
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20