Рефераты. Управление и экономика фармации

 Работниками бухгалтерии осуществляется систематический контроль (не реже одного раза в квартал) за правильностью ведения предметно-количественного учета, ведомости выборки и книги учета протаксированных накладных-требований, за таксировкой и подсчетом итогов в накладных-требованиях, что подтверждается подписью в проверенных документах проверяющего (п.21 Инструкции № 747).

 Документация в отделениях. Лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям в размере текущей потребности в них.

В соответствии с Инструкцией № 51 запас в отделениях (в помещениях старших медицинских сестер) не должен превышать: для наркотических средств - пяти суток; для психотропных веществ - семи суток. Для оказания больным скорой медицинской помощи в вечернее и ночное время приказом руководителя разрешается создавать в кабинете старшей медицинской сестры одного из отделений больницы резервный 10-дневный запас наркотических средств и психотропных веществ. Резервный 10-дневный запас из указанного отделения больницы используется по разрешению ответственного дежурного врача (ответственного работника) во всех отделениях больницы. На постах медицинских сестер и в процедурных кабинетах отделений больницы запас наркотических средств и психотропных веществ не должен превышать трехсуточной потребности.

 По остальным лекарственным средствам текущая потребность отделений установлена 10-дневной (п.19 Инструкции № 747).

 В отделениях больницы лица, ответственные за сохранность лекарственных средств (с ними заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности), также ведут  предметно-количественный учет лекарственных средств.

 По наркотическим средствам и психотропным веществам для этих целей предназначены журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) старшей медицинской сестрой отделения больницы и журнал предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) процедурной (дежурной) медицинской сестрой отделения больницы (соответственно приложения 8 и 9 к Инструкции № 51). В отделении, в котором проводятся операции, такой учет ведется в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации (приложение 10 к Инструкции № 51).

 По остальным лекарственным средствам со стороны Минздрава указаний по предметно-количественному учету в отделениях больниц не имеется. Однако для организаций, состоящих на бюджете г. Минска, формы журналов предметно-количественного учета для лекарственных средств (кроме наркотических средств и психотропных веществ) утверждены приказом Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 05.08.2005 № 452 «О предметно-количественном учете лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения» (приложения 2 и 3). Кроме того, названный приказ обязывает предметно-количественный учет этилового спирта и ядовитых препаратов вести так, как ведется учет наркотических средств и психотропных веществ (т.е. в соответствии с Инструкцией № 51).

 Старшая медицинская сестра отделения выдает лекарственные средства процедурным (дежурным) медицинским сестрам (ответственным работникам) отделений, о чем производятся записи в журналах  предметно-количественного учета, подтвержденные подписями лиц, осуществивших отпуск лекарственных средств и их получение (без оформления первичных документов). Наркотические средства и психотропные вещества выдаются на сутки, а также на выходные и праздничные дни - с учетом существующей потребности.

 В отделении, в котором проводятся операции, дежурная медицинская сестра - анестезист выдает наркотические средства и психотропные вещества операционным медицинским сестрам - анестезистам на операцию. Не использованные во время операции ампулы (флаконы) наркотических средств и психотропных веществ возвращаются операционными медицинскими сестрами - анестезистами дежурной медицинской сестре - анестезисту, о чем делается запись в журнале предметно-количественного учета наркотических средств (психотропных веществ) дежурной медицинской сестрой - анестезистом отделения анестезиологии и реанимации.

 Лекарственные средства назначаются лечащим (дежурным) врачом после осмотра больного, о чем делаются записи в истории болезни и в листе назначений. По наркотическим средствам и психотропным веществам предусмотрен лист назначений наркотических средств (психотропных веществ) (приложение 11 к Инструкции № 51).

 Пероральный прием наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в присутствии медицинской сестры с указанием в истории болезни наименования лекарственного средства, дозировки и количества, времени приема, фамилии и инициалов медицинской сестры, заверенных ее подписью. Внутримышечное или внутривенное введение наркотических средств производится процедурной или дежурной медицинской сестрой, о чем делается отметка медицинской сестрой в истории болезни и в листе назначений с указанием фамилии и инициалов медицинской сестры, заверенных ее подписью.

 При проведении операций назначение вводимых наркотических средств и психотропных веществ регистрируется в истории болезни с указанием времени и способа их введения; дозировки и их количества.

После завершения операции в истории болезни производится итоговый подсчет использованных наркотических средств и психотропных веществ, который заверяется подписью врача - анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры - анестезиста. При использовании неполного объема ампулы или флакона остатки разбавляются водой в соотношении 1:100 и уничтожаются, о чем делается запись в истории болезни за подписями врача и медицинской сестры (медицинской сестры - анестезиста), а в выходные и праздничные дни - дежурного врача и дежурной медицинской сестры с указанием количества и способа уничтожения.

 В каждой больнице, независимо от наличия аптеки, создается постоянно действующая комиссия, назначенная приказом руководителя, которая ежемесячно производит проверку целесообразности назначения врачами наркотических средств и психотропных веществ, соответствия записей в историях болезни записям в журналах  предметно-количественного учета наркотических средств и психотропных веществ в отделениях, состояния их хранения. Результаты проверки оформляются документом проверки в одном экземпляре.

 Продолжая характеризовать документацию по лекарственным средствам в отделениях больницы, имеющей аптеку, заметим, что утвержденный постановлением № 27 ежемесячный отчет о движении лекарственных, перевязочных и дезинфицирующих средств (форма 2-МЗ) применяется для учета движения лекарственных, перевязочных и дезинфицирующих средств по каждому структурному подразделению.

Составляется он в двух экземплярах, подписывается заведующим структурным подразделением, главной (старшей) медицинской сестрой и утверждается руководителем организации. Один экземпляр отчета представляется в бухгалтерию с приложением первичных учетных документов, второй остается у главной (старшей) медицинской сестры.

В постановлении № 27 не оговорено, для каких целей отчет используется в бухгалтерии, поэтому можно сделать вывод, что он заменил отчет о движении лекарственных средств, подлежащих  предметно-количественному учету (форма 2-МЗ), утвержденный Инструкцией № 747. Напомним, что отчет формы 2-МЗ, утвержденный Инструкцией № 747, составлялся отделениями больниц, не имеющих  аптек, и поликлиниками, представлялся в бухгалтерию и служил основанием для списания лекарственных средств на расходы организации. По мнению автора, новая форма отчета служит для этих же целей. В противном случае нужны официальные указания Минздрава.

 Одновременно автор публикации считает, что обработку документов по движению лекарственных средств для целей бухгалтерского учета и для целей формирования себестоимости медицинской помощи и других услуг следует объединить в один процесс, для чего нужны соответствующие указания Минздрава, согласованные с Минфином.

 Напомним, что порядок формирования себестоимости медицинской помощи и других услуг регламентируется Инструкцией о порядке исчисления себестоимости медицинской помощи и других услуг, оказываемых организациями здравоохранения, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 01.04.2004 № 13 (далее - Инструкция № 13). В соответствии с п.9 Инструкции № 13 исчисление фактической себестоимости производится с учетом  фактически используемых материально-технических ресурсов, фактически произведенных организацией других затрат. Себестоимость медицинской помощи и других услуг, оказываемых организацией, согласно п.10 Инструкции № 13 исчисляется расчетным путем без отражения на счетах бухгалтерского учета. Ведение учета материально-технических ресурсов и услуг осуществляется по материально ответственным лицам и по каждому структурному подразделению организации для обеспечения реального распределения материальных затрат, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи и других услуг.

 Объединение обработки документов для двух целей в один процесс позволит сократить объем работы в бухгалтерии, так как исполнение требований Инструкции № 13 фактически возлагается на нее. Кроме того, в бухгалтерском учете будут отражены фактически израсходованные лекарственные средства, а не переданные в отделения из аптеки (в больницах, имеющих аптеку) или дежурным медицинским сестрам и в процедурный кабинет старшей медицинской сестрой отделения (в больницах, не имеющих аптек ). Сказанное будет способствовать более рациональному использованию лекарственных средств, а следовательно, сокращению бюджетных средств на их приобретение. Изучение практики позволило автору сделать вывод, что фактически лекарственных средств расходуется значительно меньше, чем списывается на расходы (в дебет субсчета 200) в соответствии с действующей методикой бухгалтерского учета.


Документация по учету лекарственных средств в организациях, не имеющих аптек

 

 Организации, не имеющие аптек, приобретают лекарственные средства в аптеках готовых лекарственных форм, в производственных  аптеках, на аптечных складах.

 В больнице в соответствии с Инструкцией № 747 старшая медицинская сестра каждого отделения получает лекарственные средства для своего отделения в размере текущей потребности в них (названы выше). Из п.39 Инструкции № 51 вытекает, что больницы, независимо от наличия у них аптек, наркотические средства и психотропные вещества приобретают в объемах месячной потребности.

 Приобретение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется на основании требований на получение наркотических средств (психотропных веществ) (приложение 1 к Инструкции № 51).

Заполняются они в порядке, изложенном выше.

 Приобретение других лекарственных средств производится на основании накладных-требований формы 434, утвержденных руководителем, которые выписывает старшая медицинская сестра каждого отделения больницы. Накладные- требования на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются в пяти экземплярах (на остальные лекарственные средства - в четырех экземплярах), два из которых поступают в больницу (п.34 Инструкции № 747).

 Документальное оформление отпуска лекарственных средств процедурным (дежурным) медицинским сестрам нормативными документами не предусмотрено.

 Списание лекарственных средств, пришедших в негодность,оформляется так же, как в больнице, имеющей аптеку.

 Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в том же порядке, что и в отделениях больницы, имеющей аптеку.

 В соответствии с постановлением № 27 старшая медицинская сестра каждого отделения больницы ежемесячно составляет отчет о движении лекарственных, перевязочных и дезинфицирующих средств формы 2-МЗ в двух экземплярах. Отчет подписывает старшая медсестра, руководитель подразделения (отделения) и утверждает руководитель организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.