Рефераты. Особенности туристского продукта

Таким образом, подводя итог данному разделу, можно отметить следующее.

Основное деление туристского продукта по видам связано с его конечным использованием. Это связано с тем, что при оказании услуг фирма должна ориентироваться на потребности туристов.

При выборе своего сегмента на рынке туристических услуг анализируются следующие факторы: цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг; географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям; возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи; экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе.

Второй способ выделения видов туристских услуг связан со способом удовлетворения потребностей выделяют: питание; гостиничное обслуживание; транспортное обслуживание; экскурсии, и др.

В следующем разделе работы рассмотрены особенности туристского продукта.


1.3 Особенности туристского продукта


Главной особенностью туристского продукта является взаимодополняемость комплекса предлагаемых услуг и местных условий. К местным условиям относятся природные особенности и особенности климата, местные достопримечательности и памятники архитектуры, особенности истории и некоторые другие.

В данной связи к отдельным регионам применимы концепции абсолютных (А. Смит) и относительных (Д. Рикардо) преимуществ. Под относительными преимуществами понимаются преимущества данной местности, позволяющие оказывать определенную услуги (например, любование Фудзи или посещение Лувра) и связаны с исключительными особенностями данной местности, архитектуры и пр. Это дает определенные конкурентные преимуществ фирмам, занимающимся операциями с данной местностью, а так же устанавливает монополию данной местности на оказание определенного вида услуги.

Относительные преимущества связаны с меньшими затратами на оказание определенной услуги в данной местности по сравнению с другими. На этом основании происходит выделение районов, специализирующихся на оказании туристских услуг определенного вида

Второй важной характеристикой товара на туристском рынке является его взаимозаменяемость. Потребность в услуге туризма может быть удовлетворена несколькими различными способами. Это в большей мере относится к рекреационному туризму, так как взаимозаменяемость в процессе удовлетворения других потребностей не является полной, а в некоторых видах (например, в деловом и религиозном) отсутствует вовсе.

Вторым источником взаимозаменяемости товаров является конкуренция, связанная с большим числом фирм на рынке и, соответственно, взаимозаменяемость продуктов различных фирм, работающих с определенной местностью.

Особое место занимает взаимозаменяемость тура и самостоятельной поездки.

Все выше рассмотренные особенности позволяют говорить о высокой перекрестной эластичности спроса на товар как туризма вообще (в сравнении с самостоятельной поездкой), так и перекрестной эластичности спроса на продукт конкретной фирмы, что позволяет говорить о высокой конкуренции в данной отрасли.

К особенностям туристского рынка относятся сегментация и особенности конкуренции, спроса и организации рынка.

Рассмотрим особенности сегментации рынка туристских услуг (рис. 2)


 










Рисунок 2 – Особенности сегментации рынка туристских услуг


При выборе своего сегмента на рынке туристических услуг анализируются следующие факторы:

1.                 Цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг.

2.                 Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям.

3.                 Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.

4.                 Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе.

На схеме 2 отражена структура потребностей туристов, лежащая в основе туристической программы, показывающая, что организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для турпоездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.

Агентами на туристском рынке могут являться турагенты, туроператоры и туристические корпорации, совокупность которых и связи между ними составляют структуру туристского рынка. Схема функционирования туристического рынка может быть представлена в следующем виде (рис. 3):


 









Рисунок 3 - Схема функционирования туристического рынка


Туристской деятельностью является туроператорская и турагентская деятельность, а так же иная деятельность по организации путешествий.

Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров турагенства получают определённое комиссионное вознаграждение от туроператоров.

Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определённые наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.

На туристском рынке происходит постоянные потоки товаров и услуг между участниками рынка. Туристический кругооборот – это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающих между туристом и туристской фирмой и показывающая направления потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. Туристический кругооборот осуществляется по следующей схеме (рис. 4):


 








-                                  Потоки туристического продукта как права на тур.

-                                  Потоки денег.

-                                  Потоки туристского товара как пакета услуг.

Рисунок 4 – Схема туристического кругооборота


Анализ товара на туристском рынке позволяет говорить о его дифференциации. В связи с этим в рамках рассмотрения туристской отрасли следует говорить о наличии монополистической и олигополистической конкуренции в отрасли.

При том, что индустрия туризма представляет собой сферу по большей части мелкого бизнеса, дифференциация продукта не позволяет рассматривать данную отрасль как совершенно конкурентную. Монополия в данной отрасли связана прежде всего с уникальностью местных условий и их дополнительность к услугам тура. Это создает ситуацию неполной взаимозаменяемости туров позволяет агентам на рынке манипулировать спросом с целью повышения прибыли.

Однако модель совершенной конкуренции применима к туристской отрасли в нескольких контекстах. Во-первых, анализ рынка в соответствии с моделью совершенной конкуренции применим в отношении отдельного региона, специализирующегося на оказании туристских услуг. В этом случае местные условия у всех участников совпадают, что позволяет абстрагироваться от их влияния на полезность тура.

Вторым случаем, допускающим применение модели совершенной конкуренции для анализа, является рынок туров в целом, то есть рынок, на котором оперируют турагенты. В данном случае портфель туров различных турагентов в значительной мере совпадает, что так же позволяет абстрагироваться от дифференциации продукта.

Особенностью последнего времени является концентрация в туристской отрасли, ранее представлявшей собой сферу малого бизнеса, и превращение ее в олигополистическую отрасль. Этому способствуют два фактора:

·                   Во-первых, рост рынка туристских услуг повышает его привлекательность для предприятий отраслей, обладающих высокой концентрацией;

·                   Во-вторых, отрасль становится направлением диверсификации смежных отраслей, таких, как гостиничное хозяйство, транспорт и др.

Эти тенденции приводят к двоякому эффекту. С одной стороны, увеличивается инвестирование, что приводит к росту качества обслуживания и развитию продукта. С другой стороны, следствием концентрации в туристской отрасли может стать значительная унификация продукта в будущем.

 


2. Исследование товарной политики ООО «Бюро путешествий «Макро Поло»

 

2.1 Экономико-сервисная характеристика ООО «Марко Поло»


На сегодняшний день на новосибирском туристическом рынке осуществляют деятельность более 300 туристических агентств. В основном это небольшие туристические агентства, а так же 10 туроператорских компаний.

ООО «Марко Поло» - туристская фирма г. Новосибирска, предоставляющая туроператорские услуги. ООО «Марко Поло» работает на туристском рынке с 1995 г.

С 2001 г. компания имеет лицензию на туроператорскую деятельность. Адрес организации: г. Новосибирск, ул. Советская, 44. Численность персонала организации – 17 человек.

Миссия ООО «Марко Поло» - воплощать мечты туристов о путешествиях в жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.