Рефераты. Экономический анализ конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт"

Эта система и, в особенности, ее ядро - служба каче-ства -- как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производственный процесс с целью обеспечения качества продукции.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация -- это система мер и действий, подтверждаю-щих соответствие фактических характеристик продукции требова-ниям международных стандартов, технических условий и иных нор-мативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой но-вых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрес-сивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комп-лекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требо-ваний к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходи-мых приборов и метрологического оборудования конкурентоспо-собность большинства продукции постоянно снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической де-ятельности настоятельно требуют проведения работ по сертифи-кации продукции, исходя из международных требований.

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение кото-рых является обязательным условием для успешной работы лю-бого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации -- технические возможности про-дукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, тех-ники и практического опыта.

В зависимости от круга заинтересованных сторон стандарти-зация может быть:

-- международной, участие в которой открыто для соответ-ствующих органов всех стран;

-- региональной -- для одного географического, экономичес-кого или политического района мира;

-- национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д.

Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспе-чивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологи-ческие задачи сертификации: управление многообразием (уни-фикация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обес-печение конкурентоспособности продукции.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, дос-тупных широкому кругу потребителей.

Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в миро-вой практике широко практикуются двух-трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопро-сам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по свое-му статусу и структурам отличается в различных странах.

В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее рас-пространение получили системы, когда сертификационным орга-ном является национальная организация по сертификации (стан-дартизации).

В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим направ-лениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсто-ронней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре прове-дения -- самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или пока-затели качества, которые могут оказать нежелательное воздей-ствие на человека или окружающую среду, а также другие пока-затели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строитель-ные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации принимает специаль-ный правительственный орган, который может поручить ее про-ведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами. /14, с. 143/

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долго-вечность, безотказность, эргономические и экономические пока-затели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность из-готовителя за качество сертификации и информированность из-готовителя о методах испытаний в системе контроля.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Гол-ландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая серти-фикация, предусматривает участие сторонней организации, не-зависимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя орга-низация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществ-ляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих вы-сокий международный авторитет. Выданный престижным испы-тательным центром сертификационный знак является лучшей рек-ламой продукции.

Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделя-ется на системы, основой которых являются испытания.

Основой всех систем сертифи-кации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем про-водятся типовые испытания образцов в специально утвержден-ных испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

-- выдается документ - сертификат соответствия;

-- продукция маркируется знаком соответствия;

-- продукция заносится в список изделий, разрешенных к про-даже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (авто-матическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен нано-ситься под контролем главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упа-ковку, или на то и другое.

1.5 Система управления качеством продукции в мировой практике

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы при-менялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектно-го труда, которая распространилась на сферу производства, раз-работку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое рас-пространение комплексная система управления качеством про-дукции, которая включала все сферы производства и методы эко-номического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продук-ции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положе-ние дел и государственная приемка продукции, которая была орга-низована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономи-ке, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стан-дарты находят все большее применение при заключении контрак-тов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обес-печения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в каче-стве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.). Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным пла-нировать количественные показатели качества работникам внут-рипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мас-терство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

Рис. 1.2. «Кружки качества»

Условия, необходимые для существования менеджмента ка-чества.

1. Укрепление организационной структуры предприятия. Ре-организация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного прояв-ления потенциала работников.

3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке -- тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных орга-низационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств.

Особое место в мировой практике управления качеством про-дукции занимают кружки качества как форма привлечения работ-ников предприятия к осознанному участию в процессе повыше-ния качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурен-тоспособности продукции, что в значительной мере способство-вало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то-варов. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Фран-ции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их рас-пространению способствовала активная пропаганда, многочис-ленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.