Рефераты. Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

Александр III вступил на престол зрелым 36-летним человеком. В последние годы царствования своего отца он находился в явной оппозиции реформам, возражая против отмены крепостного права. После гибели отца он некоторое время колебался между политикой продолжения умеренных реформ и курсом на их свертывание, предлагавшимся его воспитателем Победоносцевым.

В первой половине 80-х годов даже был проведен ряд некоторых реформ -отмена подушной подати, введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей. Но после Александр III взял курс на контрреформы, ограничивавшие и искажавшие либеральные преобразования 60-х годов. Было принято положение о введении чрезвычайного положения в любой области, затем приняты новые правила для печати с жесткой цензурой, далее последовало создание охранных отделений жандармских органов по охране государственной безопасности. Вскоре  последовало разрешение земским начальникам судить крестьян, ограничение прав городского самоуправления.

В то же время, нельзя считать Александра III законченным ретроградом. Он привлек к государственному управлению С.Ю. Витте, который сыграл выдающуюся роль в модернизации экономики страны. Им была проведена денежная реформа, развернуто железнодорожное строительство, ускорился рост фабрично-заводской промышленности и в целом начата настоящая индустриализация страны.

Таким образом, с одной стороны, Александр III вроде бы стабилизировал экономику и отсрочил революцию, с другой стороны, он своей реакционной политикой способствовал тому, что не только революционно-демократическая, но и либеральная интеллигенция вступила на путь нелегальной оппозиционной деятельности, что в немалой степени способствовало грядущим социальным катаклизмам.


2.5. Николай II.


Николай II - самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и начале XX века. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай II никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.

Охранительно-консервативный, контрреформаторский режим продолжал функционировать и в первые годы правления Николая II. Первый период царствования вплоть до первой русской революции 1905-1907 года был относительно спокойным. Сохранялась строгая административно-иерархическая вертикаль власти во главе с царем и лично подчиненными ему министрами. Кабинет министров не обладал властными полномочиями, а Сенат был органом административной юстиции.

Нарастание недовольства крестьянства в связи с сохранением помещичьего землевладения в первозданном виде, обострение рабочего вопроса, еврейские погромы, поражение в русско-японской войне, все это, вкупе с нежеланием самого Николая II к решительным переменам, его инертностью, привело Россию к революции.

Первая русская (российская) революция началась 9 января 1905 года ("Кровавое воскресение") и закончилась 3 июня 1907 года ("третьеиюньский государственный переворот"). Почти два с половиной года в стране бушевали невиданные общественные страсти. Забастовки, стачки, разрушения затронули как отдельные промышленные предприятия, так и многие районы империи. Во многих местах доходило до вооруженных столкновений. Под влиянием революционных выступлений царь подписал манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" ( Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов ).  

Это было не конституция, а декларация намерений во имя умиротворения страны. Когда Николай II подписывал Манифест, он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления "крамолы". Чтобы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники, возможности силового решения осенью 1905 года существовали. Царь не прибег к этому средству по причинам, о которых поведал в одном из писем матери. Говоря о возможности применения жестких мер, он заметил, что "это стоило бы потоков крови  и, в конце  концов,  привело бы неминуемо  к теперешнему положению, то есть авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый, и реформы не могли бы осуществляться". Здесь особенно примечательны последние слова. Николай II уже не сомневался, что реформы нужны, что их непременно надлежит проводить. Речь шла лишь о том, как это сделать и кто это должен сделать.

Россия постепенно становилась уже не абсолютной, а, по меньшей мере,  частично ограниченной в отдельных элементах думской монархией. В законе было записано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

Власть оставалась самодержавной, и император имел право распускать Думу и объявлять новые выборы или перерыв в ее работе и издавать в это время нужные законы без согласования с Думой. Однако появление Думы было заметным шагом вперед в деле становления, в перспективе, конституционной монархии, но этого не произошло: царь разогнал первую и вторую Думы как слишком левые, посягнувшие на помещичьи землевладения. В первой Думе (апрель-июль1906 года), было 40% либеральных и 40% левых фракций, а во второй Думе (февраль-июнь 1907 года) либералов было около 30%, а левых больше половины. Воспользовавшись вынужденным свертыванием революционных выступлений,  царь совершает так называемый Третьеиюньский государственный переворот и не только разгоняет вторую Думу, но и подписывает принципиально иной избирательный закон, гарантирующий правым партиям преимущество в новой Думе. В стране устанавливается Третьеиюньский политический режим, который функционирует уже вплоть до крушения самодержавия.

Начавшаяся мировая война имела ярко выраженный империалистический характер. Каждый воюющий блок (Антанта и Тройственный союз) имел планы молниеносных разгромов соперников на основе достижений науки и техники, отсталая в технико-экономическом отношении Россия быстро выдохлась,  и вступила в период коллапса экономики и массового революционизирования масс трудящихся. Все традиционные авторитарно-самодержавные, аграрные, национальные, религиозные и рабочие проблемы резко обострились. Бездарность главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и прямое предательство ряда офицеров привели к поражению русской армии.

Хлебные волнения в Петрограде в феврале 1917 года неожиданно для властей переросли в революцию. Исполнительный комитет Государственной Думы во главе с Родзянко и вновь созванный Совет рабочих и солдатских депутатов - "Петросовет" во главе с Н.С.Чхеидзе были едины в требовании отставки Николая II. 2 марта Николай II отрекся от престола в пользу сначала сына Алексея, затем брата Михаила Александровича, который в свою очередь предоставил решение вопроса о власти Учредительному Собранию. Символично, что таким образом царская династия Романовых началась и закончилась Михаилом.

Николай и до этого не был полноценным политическим лидером страны, а теперь он превратился в обузу нового правительства. Первоначально правительство Керенского пыталось отправить семью Николая за границу, в Англию, затем правительство Ленина в период Бресткого Мира - в Германию, но самодержцы этих стран отказались принять Романовых. В разгар гражданской войны большевики решились на расстрел Романовых из опасения превращения их в объединяющий символ и знамя контрреволюции. Однако при этом казнили не только бывшего царя, но и его ни в чем не повинную семью и даже слуг. Трагедия в Екатеринбурге не являлась чем-то из ряда вон выходящих в мировом контексте, так как она повторяла определенным образом аналогичные казни королей в ходе английской и французской революций.

Отречение Николая II стало своеобразным временным водоразделом; Россия при царях и Россия без царей. До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, они наполнили ее совершенно иным социальным содержанием.1  






3. "ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ". ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И   ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО ПРОИЗВОЛА


3.1. Москва - Третий Рим: преемственность имперских традиций


В Восточно-Римской империи (Византия), в противоположность Западу,  император (василевс) провозглашался наместником Христа, и мы имеем дело с политической моделью цезаропапизма, когда в должности христианского императора объединены функции царя (василевса) и главы Церкви.

Мистическую связь между Христом и василевсом как его земным заместителем, олицетворял двухместный императорский трон. По будням император восседал на правой его стороне, по воскресным и другим праздничным дням - на левой, оставляя место для Иисуса Христа, незримое присутствие которого символизировал крест. Византийская мифология власти провозглашала, что василевс действует, царствует и живет "во Христе", его дела - божественные дела, его правление - совместное с Христом. Из этого построения логически вытекал священный характер императорской персоны. Император становился объектом культа. Его жилище называли "Священным дворцом", его облачение, как и дворец, было священным. В знак особой милости император мог подарить свою одежду какому-нибудь городу, и тогда она торжественно вывешивалась в главном городском храме. Даже к портретам императора прилагались эпитеты "священный портрет", "священный лик", "божественный лик". Их [портреты] встречали перед городскими воротами, с зажженными факелами и кадилами в руках, как полагалось встречать монархов, и склонялись перед ними, воспроизводя ритуальный поклон императору. Изображения императоров можно было увидеть на различных предметах христианского культа и на стенах церквей. Византийские василевсы изображались с нимбами святости (Юстиниан Великий, Василий II Болгаробойца), с X века в их официальную титулатуру включался эпитет "святой".

Император в качестве "наместника Христа" приобретал священнические функции. При этом христианская трактовка социальных функций Христа как царя и первосвященника усиливала мысль о "цареосвященстве" византийского василевса.

В церковных церемониях и процессиях, в дворцовой жизни император должен был восприниматься как образ, точнее "отображение" Христа. Например, в качестве наместника и живого образа Христа ощущал себя император в литургической церемонии Страстной недели - омовение ног беднякам. Символично, что в этой церемонии византийских патриарх выступал только в роли чтеца Евангелия. Когда он читал отрывок из Евангелия об омовении Иисусом Христом ног беднякам, сам император в это время реально воспроизводил эту сцену.

Византийский император причащался в алтаре, как священнослужитель, то есть отдельно телу Христову с дискоса (когда причастие дается прямо в руки) и отдельно крови Христовой из потира. Тот факт, что император принимал причастие от патриарха, а не причащался самостоятельно, может рассматриваться как рудимент религиозно-политической доктрины IV века, когда император воспринимался как светский владыка. Можно констатировать, что канонический император обладал священническим достоинством, а его первенствующее место церковной иерархии определялось выполнявшимися им религиозными функциями.

Византийским император имел право инвеституры патриарха, (то есть вводил его в сан). Это показывает, что византийский патриарх заимствовал свою власть не непосредственно у Бога, а у императора, в то время как между василевсом, как автократом и Царем небесным как Пантократором существовала прямая связь, исключающая чье-либо посредничество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.