Рефераты. Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

2.3. Петр Первый. Наследие императора.


Для понимания места и роли реформаторской политики Петра Первого, следует иметь в виду, что Россия вступила в закономерный период,  объективно назревшей внутренней самоорганизации, который характерен для всех государств. Рационализация общественных отношений является условием выживания нации и сохранения государственной независимости. В России предстояло окончательно сломать традиционалистскую патриархальную архаичную систему власти и установить рациональный деперсонифицирующий универсалистский режим власти.  Петр Первый был не просто наследственным монархом, а самым настоящим харизматическим лидером нации, обладавшим особым престижем в глазах элиты. Именно это позволило ему провести радикальную насильственную ломку патриархальных устоев страны, осуществить ее модернизацию и европеизацию, сохранив власть на протяжении всей своей жизни. Политический режим правления Петра Великого, бесспорно, окрашен яркой личностью этого монарха и справедливо может быть выделен в качестве самостоятельного и вполне сформировавшегося. Этот режим власти положил начало становлению относительно новой политической системы - абсолютной монархии, прообраз которой был дан Иваном Грозным в период опричнины. С различными вариациями, выразившимися в функционировании тех или иных политических режимов, система абсолютной монархии просуществовало вплоть до 1917 года.

Утверждение Петра Первого у власти во многих отношениях напоминает юность Ивана Грозного. Это был период междоусобицы и распрей, борьбы могущественных боярских кланов. Петр Алексеевич не получил систематического образования, но, осознав его необходимость, предпринял длительное заграничное путешествие в 1697 - 1698 годах.1

Вернувшись из-за границы, европейски просвещенный самодержец Петр принимает личное участие в розыске зачинщиков стрелецкого мятежа, проявив необыкновенную жестокость и даже садизм (в последствии он казнит своего сына царевича Алексея, любовников жен - Евдокии и Екатерины, свою любовницу Марию Гамильтон). С этого времени он уже становиться полноценным монархом, вступившим в политические баталии на европейском фронте. Он создает Северный Союз для войны со Швецией, которую возглавлял король Карл XII. Он нанес Петру поражение под Нарвой и отправился воевать в Европу. Петр получил передышку, которую с блеском использовал. Он перевооружил армию, провел целый ряд управленческих реформ, затем взял шведскую крепость Нотебург, заложил Кронштадт и Петербург и вскоре нанес решительное поражение своему "учителю" Карлу под Полтавой. В 1721 году был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила прибалтийские территории и превратилась в морскую державу, выдвинувшись тем самым, в ряд великих европейских государств и одновременно став абсолютиской империей.

Становление абсолютной монархии определяется сосредоточением законодательной и исполнительной власти в руках наследственного монарха:

- правом распоряжением налоговой системы;

       - функционированием полностью подчиненного лично монарху чиновничье- бюрократического иерархического государственного аппарата;

- централизацией, унификацией и регламентацией управления;

- созданием постоянной армии, флота и полиции.

Государственная власть получила значительную относительную самостоятельность в отношении общества, в том числе политической элиты. Петр проводил в области социальной политики линию, направленную на усиление зависимости крестьянства от помещиков и даже распространял крепостное право на новые группы крестьян. В то же время он был преисполнен заботы о дворянстве. В 1714 году был издан указ о майорате, запрещавший дробление наследуемых земель, что в перспективе сохранило бы крупные земельные владения. Однако дворянство встретило указ негативно, и этот указ не был проведен в жизнь, а в последствии отменен.

В ходе реформ была сломана вся система государственного управления и создана новая по европейским образцам, иерархическая пирамида власти. Ее возглавлял император, которому помогал Сенат - высшее правительственное учреждение. Вместо несколько десятков приказов и канцелярий были учреждены 9 коллегий: иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия (сбор доходов). Из других коллегий следовало отметить такие учреждения, как Духовная коллегия или Правительствующий Синод, для управления Русской Православной Церковью, которая с этого времени стала одним из элементов государственной машины, а также Преображенский приказ, заведовавший политическим сыском.

Пытался Петр провести судебную реформу на принципах разделения административной и судебной власти, создав надворные суды и на местах - нижние суды. Однако на практике судебные присутствия возглавили губернаторы и воеводы, нижние суды и вовсе упразднили, предоставив администраторам осуществлять судебные функции.1  С  целью надзора за работой всех учреждений царь сформировал сеть прокуроров и фискалов, которую возглавил генерал-прокурор.

В России было создано полицейское государство, действующее по регламентам и инструкциям. Ярким образцом государственной регламентации является "Табель о рангах", в которой были расписаны все должности по 14 рангам. Приобретение дворянства путем выслуги чина усиливало социальную мобильность правящего сословия, открывая возможность прилива в среду элиты выходцев из других сословий. С другой стороны - эта возможность на практике быстро была сведена к нулю, зато государство обрело мощный инструмент для контроля за чиновничеством и усиления механизма авторитарной власти. Особую роль в развитии государства стала играть армия и в первую очередь гвардия, представлявшая фактически элиту дворянства. Европеизированная элита стала подлинным, господствующим классом, все более отрывавшимся от патриархального народа. Социально-культурный раскол нации, происшедший в Петровскую эпоху, имел далеко идущие катастрофические последствия, сказавшиеся через два столетия.

Первая четверть XVIII века останется в истории, как период Петровских реформ или Петровского реформаторского режима власти. После смерти Петра Алексеевича в 1725 году государство осталось абсолютистским, но режим власти несколько изменился. В исторической литературе выделяют период "Дворцовых переворотов". Сменявшие на троне друг друга после непродолжительного и малопродуктивного царствования царицы и цари: Екатерина I, Анна Иоанновна, Иван Антонович при регентстве Анны Леопольдовны, да и в известной мере Елизавета Петровна вошли в историю, по пушкинскому сравнению, как "ничтожные наследники северного исполина". Это не были ни политические лидеры, ни государственные деятели. Они правили Россией, ибо такова была воля Господня и их судьба.

В литературе сформировалось две точки зрения по поводу данного политического режима:

1) антинациональный пронемецкий абсолютистский режим;

2) режим господства дворянской политической элиты менявшей самодержцев

Но никто не оспаривает того факта, что государственная власть в этот период ослабела, и Петровские реформы во многом были дезавуированы.1

В 1761 году новым императором России стал Петр III, который традиционно характеризуется в исторической литературе, как пронемецки настроенный деятель. Он действительно вывел все войска из Германии, возвратил все территории и отказался извлечь выгоды из победы в Семилетней войне. Во внутренней политике он перешел ряд допустимых пределов, о которых плохо знал вследствие своего воспитания и образования. Он ввел в армии утомительную муштру в стиле разгромленного русскими войсками Фридриха II, в среде духовенства ввел бритье бород и пасторское одеяние. Петр III вызывал ненависть не только гвардии, но и всего образованного общества. Его жена Екатерина с помощью гвардии совершила новый переворот, заставив императора отречься от престола, с последующим убийством его 17 июля 1762 года.

В 1762 году императрицей стала знаменитая Екатерина II Великая, царствование которой однозначно оценивается всеми историками как режим просвещенного абсолютизма. В отличие от своих предшественников императрица совершенно сознательно и целенаправленно приняла решение изменить режим власти, взяв за основу идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. И хотя ее понимание равенства и свободы не шли дальше укрепления позиций дворянства, а просвещенный абсолютизм оказался в основном камуфляжем феодально-крепостнических отношений, тем не менее,  целый ряд явлений выделяют в истории период ее длительного правления как особый просвещенный режим.

Характерной особенностью правления Екатерины был так называемый фаворитизм - опора императрицы при осуществлении государственных дел на приближенных любовников из числа выдающихся военно-политических деятелей и не только. Причины фаворитизма связаны не только с личными желаниями Екатерины, но и с условиями правления императрицы немецкого происхождения, узурпировавшей власть с помощью гвардейцев. Екатерина больше была постоянно озабочена контролем над своим окружением, гвардией, сохранением благожелательного отношения к ней дворянства.

Задумав политику просвещенного правления в духе новых французских веяний, Екатерина никогда не переходила в ее реализации границы возможного. Примером такого подхода является история созыва и работы в 1767 году Уложенной комиссии, для новой кодификации законов. Эта комиссия представляла собой собрание всесословных представителей - депутатов от дворянства, городских и сельских свободных жителей. Екатерина составила для комиссии "Наказ". Она писала, что в условиях просторов России и разнообразия ее частей не может быть другого правления, кроме самодержавия. Уложенная комиссия не выработала никакого документа и обнаружила явную неготовность к работе. Распустив комиссию, Екатерина II издала целый ряд указов и актов, в которых частично реализовывались положения членов комиссии и наказов с мест. С целью упорядочения управления империи было введено новое областное деление. Россия делилась теперь на 50 губерний. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе "губернского правления". Функции губернского правления были довольно обширные. Децентрализуя управление, царица сохранила вместе с тем мощный и действенный контроль центральной власти над губерниями. Над каждыми двумя-тремя губерниями Екатерина II поставила наместника или генерал-губернатора с неограниченными полномочиями.1

Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделяла сословной политике. Кодекс прав и привилегий дворянства - так называемой "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", изданной в 1785 году. Это был систематический свод всех прав и привилегий. В жалованной грамоте, подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свободы от уплаты податей, от нанесения дворянам телесных наказаний, за какие либо преступления "Телесное наказание да не коснется до благородного ". Это и не удивительно, так как дворянство служило опорой монархии.

Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало государственную службу.

В 1763 году Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на шесть департаментов. Лишь один из них сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-аппеляционным учреждением. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. С 1769 года стал действовать Императорский совет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.