Рефераты. Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект


























1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА


1.1 Возникновение древнерусского государства


Изучая проблемы Российского государства, мы должны рассмотреть вопрос возникновения государства, его корни. Как формировалось государство, кто или что влияло на становление государственности в данном регионе. Длительное время главенствующей оставалась норманнская теория происхождения древнерусского государства, но сейчас можно утверждать, что до появления выходцев из Скандинавии на территории Украины, Белоруссии, России согласно “Повести временных лет” существовали если не государства, то достаточно большие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи. Кроме того, имеется гипотеза, согласно которой летописные варяги были славянами с южного берега Балтийского моря, вобравшими немалый элемент кельтской культуры. Термин «варяги», весьма неоднозначно трактуемый исследователями, согласно некоторым разысканиям имеет кельтское происхождение и в этом случае примерно переводится как «морские люди».

Целесообразно привести отрывок из описания славян в VI веке византийцами: “Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни и по правам; свободные, они ни коем образом не склонны, ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.… Поскольку у них множество вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к [ имперским] границам, а на других нападать”.1

В данном тексте мы читаем, что у славян есть собственная  земля (территория) и вожди, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Россия как государство начало свое формирование задолго до “призыва варягов из-за моря” (862 год).

        М.В. Ломоносов, утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были никак не ниже варягов и последние не сыграли  никакой роли в возникновении Русского государства, ( имеется ввиду что варягов призвали править уже так или иначе сформированным государством, «поставили на княжение», то есть княжество как таковое уже было ), причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с Балтийского побережья.1

       Первые советские историки - Б.Греков, С. Юшков, М.Тихомиров – причины возникновения древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги - скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности.

       Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).2 Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общин, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

       Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено им, с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социально группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

       Одним из таких первых политических лидеров становиться князь Рюрик (основатель монархической династии на Руси).[4] Установление на Руси первой монархической династии благоприятно сказалось на объединении славянских союзов в IХ веке. Так в 882 году, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879–912), захватывает Киев и таким образом, объединяет два ведущих центра славянской государственности – Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути “из варяг в греки”, с центром на территории племени полян, Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния  окружающие славянские общности. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого (768 –814) в Западной Европе.

       После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912 – 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией (912 – 945). В этих  договорах с греками Русь выступает как равноправный партнер с Византией и выходит на международную арену, заявляя о себе как о сильном государстве.

       На данном этапе истории мы не можем говорить об абсолютной власти князей, это хорошо видно из договоров с Византией, где со стороны Руси выступает не только Великий князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустим послаша ин  къ  Роману, и Костянтиму и  къ Стефану, къ великимъ царемъ гречьским… ”[5]

       Нельзя не отметить, что в IХ - ХI  веках, в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения даньничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним “викингов” или “норманнов”), было более раннего происхождения.

       Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого  стали возникать опорные центры-погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом Киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с ХI века Новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

       К середине ХII века все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящиеся только к южной Руси, распространяются на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.         

 

1.2 Принятие христианства


       Говоря об эволюции российского государства, мы не можем обойти стороной принятие христианства на Руси. И ее огромное влияние на формирование  государства и самодержавия. Принятие христианства произошло при легендарном князе Владимире Святославовиче, ставшем святым крестителем Руси.

       Владимир был осторожным и умным политиком, он понимал, что принятие одной из монотеистических религий (иудаизм, мусульманство, христианство) требовала как внешняя, так и внутренняя политика государства. Во-первых, такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства, во-вторых объединение вокруг Киева восточнославянских “племен” не было устойчивым,  и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы. Византия в Х веке являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

        Принятие христианства датируется летописью 988 годом, именно с ним был связан тысячелетний юбилей принятия христианства Русью, отмеченный в 1988 году. Это событие стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических центров.

       Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей на местах. Это консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).1 Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси. В IХ – Х в. возникают земельные владения великого князя и местных князей. С ХI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельной собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Учение христианства о едином боге, освящающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать  местное княжество. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей  по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области. Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать.

       Тем не менее,  центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычно поднявшийся уже при Владимире международный престиж Киева. Об этом свидетельствуют ряд фактов, в их числе начавшиеся при Владимире брачные связи киевского дома и известнейшими правящими домами Европы. Огромную роль играло принятие христианства в развитии формирования единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет о возникновении, точнее распространении письменности и литературы. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия имела в ту пору практическое общеславянское значение, тем более что македонское наречие, на котором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем славянам, и,  прежде всего, южным и восточным.

       Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы. Так, что широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, а затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени.

       Церковь заняла важное место в древнерусском обществе. Государство передавало церкви со всех собираемых даней “десятину”, о чем записывалось в уставы. Составными частями “десятины” были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет,  и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.

        Судебная власть церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.