|
Исполнитель _____________________ ______________________
(дата, подпись) (Ф.И.О.)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ЗАДАНИЕ………………………………………………………………………………2
ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......4
1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА…..8
1.1 Возникновение древнерусского государства…………………………………….8
1.2 Принятие христианства…………………………………………………………..11
1.3 Киевская Русь. Начало политической раздробленности……………………….15
1.4 Московское царство………………………………………………………………20
2. ЦАРИ-САМОДЕРЖЦЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ………………31
2.1 Иван Грозный……………………………………………………………………..31
2.2 Первые Романовы…………………………………………………………………34
2.3 Петр Первый. Наследие императора…………………………………………….38
2.4 Век XIX……………………………………………………………………………45
2.5 Николай II…………………………………………………………………………51
3. «ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ». ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И
ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО
ПРОИЗВОЛА………………………………………………………………………….55
3.1 Москва – Третий Рим: преемственность имперских традиций………………..55
3.2 Татаро-монгольское нашествие в истории Руси:
влияние восточного деспотизма……………………………………………………..61
3.3 Репрессивность и деспотизм русского самодержавия…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….75
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху перемен, когда рухнула империя под названием СССР, перед Россией и ее гражданами встал вопрос, по какому пути развиваться нашему государству? Какие формы правления будут в России, останется республика или мы вернемся к монархии, удержим мы демократические ценности или скатимся к авторитарному режиму. В последующие годы был выбран курс на демократизацию и либерализацию общества, но и сегодня достаточно громко звучат голоса о том, что выборы это пустая трата времени, периодически предлагается продлить полномочия президента, губернатора, мэра.
Все это невольно заставляет задуматься, нужны ли России демократические преобразования, которые давно появились и существуют в западной Европе достаточно актуально встает вопрос: являемся ли мы европейским государством, приживутся ли их ценности в России, или мы азиатская держава со всеми вытекающими из этого последствиями. Какие культурные, социальные, политические традиции мешают нам развиваться или наоборот помогают в движении вперед.
Поэтому считаем тему “Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект”, актуальной на сегодняшний день. Чтобы ответить на поставленные вопросы мы должны заглянуть в историю становления русской государственности. Какие факторы, внешние или внутренние, влияли на политическую власть в России, как население нашей страны относилось к князьям, государям, царям, императорам.
В данной выпускной квалификационной работе просматривается гражданско-правовой аспект за период с VIII по ХХ век. Надо отметить, что общественные отношения славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблемах. С появлением первой монархической династии Рюриковичей, на Руси сложилась раннефеодальная монархия, но и тогда общественные организации обсуждения играли большую роль, это видно из договора с Византией, где со стороны Руси выступает не только князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустии …”(Договор Руси с Греками 945 года)[1]. Это говорит о том, что демократические ценности не были чужды нашим предкам. Данный аспект хорошо описывает Н.М. Карамзин [2], В.О.Ключевский[3].
Одна из причин принятия христианства на Руси (988 год) - это мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную. Однако существовавшая в конце Х века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. Но это давало возможность рассматривать государство как собственную вотчину. Эта идея пережила эпоху феодальной раздробленности и дожила до ХХ века - когда император Николай II при заполнении в 1897 году анкеты переписи населения написал, что он “хозяин земли русской». Христианская религия, перенятая от Византии, сказалась в полной силе уже в XVI веке, когда сформировалась такая модель власти, как цезаропапизм, где царь провозглашался наместником бога на земле”.
16 января 1547 года состоялась венчание на царство Ивана IV, где он принял титул ”боговенчанного царя”. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом “А жаловати есмя своих холопей вольни, а и казнити вольни”.4 Что за этим последовало, мы хорошо знаем: введение опричнины (1565-1572 гг.) и связанный с этим массовый террор, унесший тысячи жизней простых людей и княжеско-боярской аристократии. Этот момент истории хорошо осветили Ханс Иохим Торке, С.А. Кислицин. Это был яркий отрицательный пример неограниченной власти одного человека, но догма о верховном правителе – наместнике Исуса Христа, а также идея о тотально наместнической власти сохранилась до 1917 года и, по моему мнению, пережила монархию. Интересный факт: иностранцы, посетившие Московское государство в XVI – XVII веках свидетельствовали, что московиты считают своего царя за высшее божество.
Может быть, это одна из причин, почему в России достаточно трудно воспринимается демократия, так как глубоко в нас сидят традиции воспринимать главу государства больше чем человека.
Другой аспект в нашей работе это геополитическое положение нашей страны, борьба России с внешними противниками, влияние татаро-монгольского ига на историю Руси. Одно из важнейших значений ига для Руси определяется тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развивались традиции восточного деспотизма.
Все это повлияло на самодержавие в России. Отрешение Николая II стало своеобразным водоразделом России при царях и Россия без царей: До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, наполнив ее лишь совершенно иным социальным содержанием. Именно по этому считаю мою работу важной и актуальной на данный момент и перспективной для глубокого изучения в будущем.
Целью данной выпускной квалификационной работы является систематическое рассмотрение особенностей развития российского самодержавия как государственно-правового феномена. Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Показать особенности образования и государственного развития Киевской Руси, Московского царства и Российской империи;
2. Проанализировать систему властных отношений, свойственных для Российского государства, и показать их трансформацию;
3. Рассмотреть проблему «репрессивности и правового произвола» российского самодержавия;
В ходе исследования мы опирались на целый ряд взаимодополняющих друг друга научных методов и подходов: цивилизационный подход, системный подход, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и аналитический методы.
В процессе работы над дипломным сочинением нами был изучен широкий круг трудов по истории государства и права России, сочинений выдающихся русских историков, как современных, так и дореволюционных, а также документов, повествующих о формировании русского самодержавного государства и его функционировании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.