Рефераты. Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

Однако следует заметить, что первосвященничество византийского императора строго совпадало с границами распространения его политической власти.

Можно констатировать, что до схизмы 1054 года реально существовало два первосвященника: Папа Римский и василевс Ромейской империи. Борьба между Папой и императором за власть наместника Христа обретет позднее формы борьбы Восточной и Западной церквей. Это противостояние завершиться отделением в 1054 году церкви Константинопольской от юрисдикции Папы Римского, в результате чего василевс сможет в полной мере ощущать себя наместником Христа хотя бы в границах Восточно-Римской (Ромейской) империи.

Одной из причин принятия христианства на Руси была необходимость мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную.1 Однако существовавшая в конце X века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. В Древней Руси, так и не сформировались феодальные отношения. До XI века русские не знали условного землевладения (ни в форме связанного с вассальной службой феода, ни в форме аллода, свободного от жестких служебных обязательств), которое было бы связующим звеном между монархом и военно-аристократическим классом. Эта слабость собственных сил князя вынуждала искать согласие с народом, то есть с вечем, хотя сакральный характер последнего был давно утрачен. Отсутствие экономических рычагов подчинения заставляло обращаться к силовым методам воздействия, что и явилось одной из причин кровавых княжеских междоусобиц. Князь стремился захватить и удержать Киевский великокняжеский престол, как высшую сакральную цель. Кроме того, пытался утвердить в своем уделе единодержавную власть, только ему Богом данную власть. Удельные князья стали рассматривать свой удел как вотчину,  в которой не было различий между правами суверена (политической властью) и правами собственника (экономической власти). Отсюда - их попытка дробить удел по личному усмотрению, раздавая наследство своим сыновьям. Удельная раздробленность - результат такой политики.

Много столетий подряд Россия чувствовала себя частью византийского мира "Идея главенства константинопольского императора над всем христианским миром была неотъемлемой частью русского мировоззрения и провозглашалась в церковных песнопениях и переводных греческих, юридических сочинений. Для русских константинопольский император был символ мирового христианского единства, хотя реальной власти над ними он не имел".1

После падения Константинополя (1453 году) русским представлялось, что они остались единственным православным народом в мире, этому и способствовало женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XII. Именно в это время Псковский монарх Филофей и написал свое знаменитое: "... два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".  Это письмо,  написанное Василию III  в начале XVI века, было скорее, апокалипсическим, чем политическим и по тону, и по контексту: Москва не только Третий Рим, но и последний и на очень короткое время, потому что "конец уже близок".

Прошло немного времени и выяснилось, что православие на Востоке с приходом турок не исчезло. Но в эпоху великого князя Московского Ивана III Иосиф Волоцкий четко сформулировал постулат о том, что великий князь Московский является "наместником Бога" на земле. Из этой теории вытекает и соответствующий практический вывод об отношениях московских государей к церковным делам.

В результате в эпоху Ивана Грозного окончательно оформилось религиозная доктрина власти, согласно которой московский великий князь был признан не просто  "могуществом, силой Бога на земле", а его реальным воплощением - Спасителем, Мессией всего народа Божьего. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом: "А жаловати есмя своих холопий вольны, а и казнити вольны". В официальном письме Ивана Грозного князю Курбскому царь не двусмысленно присваивает себе функции владыки человеческих душ и Спасителя: "А аще праведен еси и благочестив, про что не изволил еси от меня, строптивого владыки,  страдати и венец жизни  наследити? " Не удивительно, что московские великие князья, ощущавшие себя хозяевами человеческих душ, при вступлении на престол не считали необходимым давать религиозные ограничительные клятвы подобно французским или английским королям.

16 января 1547 года состоялось венчание на царство Ивана IV. Формально принятый титул "боговенчанного царя" уже окончательно юридически закрепил за ним прерогативы верховного попечения об интересах церкви, какие принадлежали византийским императорам, и какие уже весьма в значительной степени были приобретены самими московскими князьями путем историческим. Уже на Стоглавом церковном Соборе 1551 года царь выступал в руководящей роли свойственной византийским василевсам. В 1562 году патриарх Константинопольский Иосаф  III прислал "Соборную грамоту", подтвердившую право Ивана Грозного "быти и зватися царем законно и благочестиво".

В 1589 году было учреждено Патриаршество, и Церковь обрела патриарха, которым стал митрополит Московский Иов. Характерно, что инициатива учреждения патриаршества исходила от светской власти. Сама процедура избрания была организована в византийском духе.1

В XVII веке в России окончательно установился режим цезаропапизма. К этому времени экономический базис был приведен в соответствие с религиозно-политической надстройкой: российский самодержец стал монополистом в торговле и промышленности, собственником большей части земли (дворяне не являлись владельцами поместий, которые были отданы им царем лишь в управление, на условиях обязательного несения царской службы). Абсолютная политическая власть российских самодержцев была адекватна их экономическому могуществу.

Особенно наглядно власть царя как "наместника Бога" на земле проявлялась в том факте, что людей, умерших в государевой опале, хоронили вне кладбища, как почивших нехристианской смертью. Утверждалось, что страшным, не прощаемым видом греха является преступление против царя: оно приравнивалось к преступлению против Бога. Тем самым политическое повиновение царю было полностью тождественно религиозному послушанию Богу. Царь - богочеловек присваивал себе функции судьи от имени Небес и обладал властью, сопоставимой с властью Бога.

Петр Великий в своей реформаторской деятельности не мог уже опираться на прежнюю, православную мифологию власти. Он ввел в русскую политическую мысль идею государства как института стоящего над монархом, что явилось началом крушения наместнической модели власти.

Свою деятельность Петр рассматривал не только как службу Царю Небесному, но и как службу Российскому государству. В связи с одной из своих побед над шведами он писал: "Я, как начал служить, такого огня и порядочного действия наших солдат не слышал и не видел".1

Показательно, что даже императорские регалии не были юридически собственностью царей. При организации Камер-коллегии в 1719 году Петр I впервые включил в ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах". Все императорские регалии (на тот момент царские) были признаны собственностью государства и выдавались царствующим особам "для временного употребления".      

Инкорпорирование понятия государства в традиционную христианскую конструкцию власти было вызвано тем, что в условиях Нового времени христианская мифология власти уже не справлялась с возложенными на нее задачами, однако насильственная инкорпорация иногороднего по своей природе элемента - государства в традиционную христианскую систему легитимизации власти всегда и всюду, рано или поздно приводило к одному результату: крушение абсолютных монархий, основанных на божественном праве.

На ход исторического развития России, как и на ход западноевропейской истории, оказал решающее влияние религиозный догмат о верховном правители - наместнике Иисуса Христа, в должности которого объединены функции светского и жреческого Мессии. Также как и в Европе, в России идея тотальной наместнической власти, в конечном счете,  исчерпала себя. С XVIII века в России начинается необратимый процесс секуляризации христианской модели наместнической власти. Который завершился только в начале XX века с крушением власти последнего российского императора Николая II.


3.2. Татаро-монгольское нашествие в истории Руси: влияние восточного деспотизма


В начале XIII века монгольские племена под предводительством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределы своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 году русские дружины вместе с половцами впервые сразились с монголами и потерпели поражение. Разобщенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1237-1240 годах разгрому и разорению войсками хана Батыя.

В следующем году они вторглись в земли Молдавии и Валахии, Венгрии и Польши, Трансильвании и Чехии. Еще спустя год приводили в страх жителей Хорватии и Далмации. Но дальше продвигаться уже не было сил, моноголо-татары выдохлись окончательно - большие потери, особенно в русских землях, сильно их ослабили. Бату-хан заплатил за свои победы немалую цену. Хотя, как и все тираны, за ценой не стоял.

Русь своей трагической борьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела сама. Когда русские земли лежали в развалинах, там далеко на Западе, продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась Десятинная церковь, в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.1

49 городов из 74 известных были разрушены,  причем в 14 их них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси. Был уничтожен цвет нации - княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа.                                

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически  совершая карательные набеги - более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли к долговременной практике - сбору систематизированной дани. Между Русью и Золотой  Ордой возникли специфические взаимоотношения, названные "татаро-монгольским игом".

Его специфику определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, изъятие достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынскими ханами для защиты территорий своих княжеств и даже участия русских отрядов в организованных монголами походах. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объясняется необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.2  Опираясь на поддержку монголов, Александр Невский успешно воевал против ливонских крестоносцев и литовцев.

В 1261 году в Сарае была учреждена миссия русской церкви, а в 1279 году митрополит получил от хана охранную грамоту. Но после принятия ханом Узбеком ислама началось активное формирование освободительной идеологии, направленной на ликвидацию сложившейся зависимости от Орды. Иван Калита и другие князья проводили политику "смиренной мудрости", накапливая силы для решающего перелома, который произошел в 1380 году на Куликовом поле.

Мощь Орды и ее влияние были подорваны, хотя окончательно ликвидации ига произошло в 1480 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.