Рефераты. Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению (на примере ООО "Мираж")

аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгалтерской отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;

биржи ценных бумаг, принимающие решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

законодательные органы;

юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

профсоюзы, заинтересованные в данной информации для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюза и условий трудовых соглашений;

пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предпринимательских фирм для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Финансовый анализ включает в себя следующие направления (рис. 1)

Рис. 1. Направления финансового анализа [15.;стр.6]

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность является единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2. Анализ финансового состояния предприятия;

3. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основной целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекции на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Локальные цели финансового анализа:

- определение финансового состояния предприятия;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:

- предварительный обзор бухгалтерской отчётности;

- характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

- оценка финансовой устойчивости;

- характеристика источников средств: собственных и заёмных;

- анализ прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь "сырая" информация, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной "сырой" информации. Необходимо аналитическое прочтение данных исходя из целей анализа и управления.

В финансовом анализе применяется широкий спектр его видов, методов и приёмов: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, коррекционного. регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространённые приёмы, как абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчёт абсолютных и относительных отклонений. долевого участия, детализация показателей на составляющие; группировка, дисконтирование, моделирование исходных факторных систем и другие.

Различают разные типы моделей финансового анализа. Важнейшими типами являются дискриптивные, предикативные и нормативные модели.

Дискриптивные модели чаще всего носят описательный характер. Они построены на использовании бухгалтерской отчётности и пояснительных записок к ней. Для такой модели финансового анализа широко используется структурный, структурно-динамический, коэффициентный анализ.

Предикативные модели, как правило, прогностического свойства. Их используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера о прибылях и доходах, платёжеспособности, финансовой устойчивости; для расчёта точки критического объёма продаж, прогнозной оценки финансовой состоятельности предприятия на предстоящие три-четыре года.

Нормативные модели финансового анализа призваны сравнивать фактические результаты и достижения с ожидаемыми результатами, нормативами, сметами (бюджетами).

К основным методам анализа финансового состояния предприятия относятся:

- горизонтальный (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения);

- вертикальный (структурный) - определение структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей, а следовательно ведется перспективный, прогнозный анализ;

- коэффициентный - расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ- анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым, т.е. дробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение его отдельных элементов в общий результативный показатель.

Все эти методы принято называть стандартными методами анализа финансового состояния предприятия. Коэффициентные методы включают в себя логико-экономические методы, а они в свою очередь делятся на логические и традиционные методы. Факторные методы включают в себя экономико-математические методы, которые делятся на математико-статистические методы и методы теории принятия решений.

Всесторонняя оценка финансового положения предприятия, степени его благополучия и возможностей своих обязательств, а также непрерывного функционирования и развития осуществляется посредством финансового анализа ряда показателей. К ним можно отнести:

- финансовые результаты деятельности;

- ликвидность баланса (так называемую финансовую ликвидность);

- структуру имущества и капитала;

- уровень задолженности и способность предприятия к погашению долгов;

- деловую активность, результативность важнейших действий предприятия.

Принципами финансового анализа являются: непрерывность (регулярность) наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов; преемственность; объективность; научность; динамичность; комплексность; системность; практическая значимость; существенность; надёжность; согласованность и взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчётности; ясность в интерпретации результатов финансового анализа; обоснованность и оперативность в принятии управленческих решений.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и других решений должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Основные функции финансового анализа представлены на рис. 2.

Рис. 2. Функции финансового анализа[24.;стр.15]

Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих их объектов.

Финансовый анализ любого предприятия основан на стандартных процедурах и правилах, в ходе которых вся деятельность предприятия сводится к сопоставлению базовых финансово-экономических категорий и коэффициентов, а также финансово-экономические последствия тех или иных изменений.

Таблица 1 Традиционные правила финансового стандарта [19.;стр.14 ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.