Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа составил 65,6% от общего объема отпуска товарно-материальных ценностей рассмотрим гистограмму 2.4.1.
Гистограмма 2.4.1.
Отпуск товарно-материальных ценностей по складу в адрес НОДХа
Из гистограммы видно, что обороты товарно-материальных ценностей в 7 кладовой превышают, по сравнению с другими кладовыми, так как в этой кладовой находятся запчасти для локомотивов, пассажирских поездов и другого железнодорожного транс-порта.
Рассмотрим таблицу 2.4.2., сколько было отпущено структурным подраз-делениям за 2005 год
Таблица 2.4.2.
Отпуск структурным подразделениям за 2005 год
НОДХ
2004 год
2005 год
% в общем объеме реа-лизации в 2004 г.
% в общем объеме реализации в 2005 г.
Кол-во ваго-нов отправ. В адрес НОДХ с НХГ
1 (Пенза)
350467,9
344979
30,4
29,2
194
4 (Дема)
482427
444420
34,2
37,6
198
5 (Ульяновск)
213585,4
177925
15,9
15,1
105
6 (Сызрань)
253734,7
213566
16,6
18,1
119
Абдулино
19210
2,9
24
Всего
1319425
1180890
100
640
Из гистограммы видно, что отпуск структурным подразделением снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО-СТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ЖЕ-ЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
3.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ КОНТРОЛЯ СОСТОЯ-НИЯ ЗАПАСОВ
Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике.
Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производ-ства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс лич-ного или производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
Виды материальных запасов.
Управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движе-ния этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запа-сов:
· Запасы производственные;
· Запасы товарные.
Каждый, из которых в свою очередь делится на три вида:
· Запасы текущие;
· Запасы страховые;
· Запасы сезонные.
Основные виды запасов представлены на рис. 3.1.1.
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов. Запасы производ-ственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, сферы матери-ального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность произ-водственного процесса.
Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий изготовите-лей, а так же запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготови-тельных организациях и запасы в пути.
2
Рис. 3.1.1. Основные виды запасов
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, за-пасы готового металлопроката на складах службы материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги относятся к товарным запасам средств производства. Как уже отмечалось, и производственные, и товарные за-пасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или тор-гового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов по-стоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производ-ственного или торгового процесса).
Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения мате-риалами или товарами производственного или торгового процесса в случае не-предвиденных различных обстоятельств, например, таких, как:
· отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмот-ренных договором;
· в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при дос-тавке от поставщиков;
· в случае непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и точного прогноза». Од-нако за комфорт положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, по-требления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный ха-рактер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Се-зонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием посто-янно функционирующих дорог.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их факти-ческого состояния.
Контроль состояния запасов - это изучение и регулирование уровня запа-сов производственно-технического назначения, изделий народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия, оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотрен-ные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенный периоды.
Контроль состояния запасов на предприятии может осуществляться с по-мощью информационных технологий.
Примерная классификация систем контроля запасов представлена на рис. 3.1.1.
Запас материалов на складе является изменяющейся величиной. Ее рост или снижение зависит от объема поступления и отпуска материалов. Каждому материальному складу устанавливается норма запаса, которая рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего срока хранения материалов на складе. От величины запаса зависит потребность в складской площади и оборудовании для хранения и транспортирования материалов. Запас материалов постоянно должен находится в пределах установленного норматива. В противном случае могут образоваться сверхнормативные запасы или будет ощущаться нехватка материалов и перебои в снабжении ими производства.
Таблица 3.1.1.
Запасы товарно-материальных ценностей Куйбышевской железной дороги
Запасы ТМЦ
Запасы на начало года
2005год
% роста, снижения
Материалы
% к общим запасам
1053828
61%
1003963
47,4%
95,3%
-13,6%
Топливо
120453
7%
194956
9,2%
161,9%
2,2%
Смазка
290401,7%
35405
2%
121,9%
0,3%
Материалы верхнего строения путей сообщения (МВСП)
524025
30,3%
883515
41,7%
168,6%
11,4%
Итого запасы
1727346
2117839
122,6%
В целом по дороге запасы товарно-материальных ценностей 2004 года возросли на 22,6% по сравнению с предыдущем годом. Рост топлива к общему объему 2004 года составил 2,2%, смазка - 0,3%, материалы верхнего строения путей сообщения - 11,4% по отношению к 2003 году. Рост запасов связанные с накоплением МВСП, которые необходимы для проведения летних путевых ра-бот.
Средний остаток материалов на складе исчисляют как среднеарифмети-ческую величину за рассматриваемый период времени месяцы,
Оср = О1 + О2 + О3 + … + Оn
n ; где
О1 + О2 + О3 + … + Оn средние остатки материалов за соответствующие месяцы;
n - число месяцев в периоде.
4. ПРОГРАММА РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ОАО «РЖД» НА
2006-2008 гг
За два года реформирования железнодорожной отрасли ОАО «РЖД» уда-лось достичь значительных успехов в налаживании системы материально-техни-ческого снабжения отрасли, отмечает директор Росжелдорснаба - филиала ОАО «РЖД» А. А. Мерсиянов. К 2005 году благодаря заключенным долгосрочным контрактам и проведенной на промышленных предприятиях модернизации про-изводства Росжелдорснабу практически удалось снять дефицит по основной но-менклатуре запасных частей для ремонта грузовых вагонов и другой техники. Однако при этом техническая база служб материально-технического снабжения (МТС) не получала средств на обновление с начала 90-х годов и в настоящее время находится в критическом состоянии, что негативно отражается на эффек-тивности их работы. Часть зданий находится в аварийном состоянии, не соответ-ствует нормам противопожарной безопасности, требует утепления, оснащения средствами контроля за сохранностью. Средний уровень износа складских по-мещений всех служб материально-технического снабжения составлял 66%. Износ погрузочно-разгрузочной тех-ники в среднем составлял 78%, а по ряду дорог превышал 90%. Эксплуатация механизмов с таким износом приводит к частым простоям и задержками, пере-расходу денежных средств в случае их ремонта и привлечения посторонней гру-зоподъемной техники. Стоимость запасных частей и ремонта в некоторых слу-чаях превышает стоимость новых механизмов. Сложившаяся ситуация в сфере материально-технического снабжения железных дорог требует обновления и мо-дернизации основных фондов, парка подъемно-транспортного оборудования, а также совершенствования организации и использования автоматизированной системы управления материально-техническим снабжением железных дорог.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10