Рефераты. финансово-экономический анализ деятельности автобусного парка

1.1. Сущность, назначение и необходимость финансового анализа

Обеспечение бесперебойной работы предприятия, выполнение его обяза-тельств перед поставщиками, заказчиками, государственным бюджетом и соб-ственным персоналом может быть успешным лишь при устойчивом финансо-вом положении предприятия. Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, разме-щение и использование финансовых ресурсов предприятия. Финансовое поло-жение предприятия оценивается посредством финансового анализа.

В основе анализа финансового состояния организаций лежит анализ агре-гированных форм финансовой отчетности, сформированных на основании фи-нансовой отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. № 97 с дополнениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 03.02 97 г. № 8, от 21.11.97 г. № 81н, от 21.10.98 г. № 47н, и квартальной бухгалтерской отчетности, определенной приказом Министерства финансов РФ от 03.02.97 г. № 8. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение ор-ганизации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовый анализ показывает причины сложившегося фи-нансового состояния и дает возможность определить направления по его улуч-шению.

Основная цель анализа - получение параметров, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, измене-ний в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.

Финансовый анализ можно классифицировать по следующим признакам:

* по субъектам - внешние или внутренние;

* по объектам анализа - народное хозяйство в целом, отрасль, группа пред-приятий, предприятие, подразделение предприятия;

* по целям и задачам;

* по содержанию - комплексный и локальный.

Основным признаком является субъект финансового анализа. Вид анализа определяется исходя из требований субъекта.

Субъектами финансового анализа могут выступать две группы пользовате-лей.

Первая группа состоит из внешних пользователей и включает кредиторов, поставщиков, инвесторов, аудиторов, налоговые органы и других, посторонних для предприятия, лиц. Такой анализ называется внешним.

Вторая группа состоит из внутренних пользователей и включает учредите-лей, собственников, управленческих работников предприятия, бухгалтерию, финансовый и экономические отделы и другие службы предприятия. Финансо-вый анализ, проводимый для этой группы, называется внутренним.

Внешний финансовый анализ проводится по статьям годового бухгалтер-ского баланса и отражает общее состояние предприятия на конкретный момент:

* финансовые результаты;

* имущественное положение;

* финансовая устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность предприятия;

* состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

* эффективность вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сло-жившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого используют всю достоверную информацию о состоянии дел предпри-ятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренние пользователи преследуют свои цели анализа:

определение финансового положения;

выявление изменений в финансовом состоянии в динамике;

* выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

прогноз основных тенденций финансового состояния.

Таким образом, в традиционном понимании финансовый анализ представ-ляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предпри-ятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Существуют различные методы финансового анализа. Среди них можно выделить:

* горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции

отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых по-казателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в це-лом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом пред-шествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динами-ки показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей;

сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, це-хов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результи-рующий показатель.

Выбор метода или комплекса методов финансового анализа зависит от це-лей, которые ставит перед собой пользователь (внутренний или внешний).

Анализ финансового состояния предприятия включает три составляющие:

1.Анализ финансового состояния предприятия.

2.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

3.Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предпри-ятия.

Анализ финансового состояния проводится на конкретную дату и опреде-ляет наличие в распоряжении предприятия ресурсов всех видов и соответствие их потребностям предприятия. Эта составляющая финансового анализа строится на основе:

анализа размещения средств и источников их образования;

анализа обеспеченности собственными и приравненными к ним средст-вами в обороте;

анализа состояния активов и пассивов.

Вторая составляющая финансового анализа представляет собой анализ ос-новных хозяйственных фактов и событий в динамике.

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности является базой для дальнейшего планирования деятельности предприятия. Он включает в себя следующие этапы:

анализ использования кредитов;

анализ оборачиваемости оборотных средств;

анализ платежеспособности;

анализ финансовых результатов.

Независимо от выбранного метода или комплекса методов, этапы финан-сового анализа должны содержать следующую информацию:

1. Анализ размещения средств и источников их образования - это выявле-ние изменений, происшедших в структуре средств и источников их образования за определенный период. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать выводы о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства, в основном, вложены. Правильное использование средств предприятия предполагает их размещение в строгом соответствии с источником образования и целевым назначением.

2. Анализ обеспеченности собственными и приравненными к ним средст-вами в обороте заключается в сравнении средств в наличии с потребностями предприятия в них. Наличие устанавливают путем вычитания из суммы собст-венных и приравненных к ним средств суммы основных и отвлеченных средств. Обеспеченность собственными и приравненными к ним средствами в обороте играет большую роль в нормальной деятельности предприятия. Они постоянно меняют свою форму и позволяют совершать необходимые хозяйственные опе-рации. Предприятие должно иметь собственные и приравненные к ним средства в размерах, определенных в производственно-финансовом плане.

Излишек собственных средств в обороте затрудняет осуществление режи-ма экономии. При наличии излишка собственных средств руководители неред-ко ослабляют внимание к финансовым вопросам, начинают запасать матери-альные ценности в гораздо больших против потребности количествах и пере-стают следить за своевременном погашении дебиторской задолженности. Пере-ход оборотных средств из одной формы в другую замедляется, и какая-то их часть фактически перестает участвовать в обороте, иначе говоря, оказывается иммобшшзованной.

Недостаток собственных средств в обороте также отрицательно влияет на деятельность предприятия: создает напряженность в выполнении плана, не по-зволяет вовремя приобретать нужные материальные ценности, выплачивать за-работную плату и производить другие неотложные затраты.

3. Анализ состояния активов и пассивов предприятия необходим для оценки уровня ликвидности. Ликвидность предприятия - это способность пере-водить свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность ценностей означает их способность пре-вращаться в деньги. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: как вре-мя для продажи актива, и как сумму, вырученную от продажи актива. Обе эти стороны тесно связаны: зачастую можно продать актив за корот-кое время, но со значительной скидкой. Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

Наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немед-ленно.

Быстрореализуемые активы - активы, для обращения которых в налич-ные средства требуется определенное время.

Медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы - это запа-сы, дебиторская задолженность, налог на добавленную стоимость по приобре-тенным ценностям.

Труднореализуемые активы - активы, которые предназначены для ис-пользования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжи-тельного периода времени.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

1. Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не пога-шенные в срок.

2. Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и про-чие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

3. Долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты и прочие долго-срочные пассивы.

4. Постоянные пассивы - капитал и резервы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

При анализе активов и пассивов организации важно знать не только их со-отношение между собой, а и изменения в каждой группе за отчетный период. Кроме того, для анализа требуется знать состав дебиторов и кредиторов, время возникновения по каждому из них задолженности, ее динамику, прини-мавшиеся меры по погашению, причины списания отдельных сумм.

Отсюда следует, что к анализу надо привлекать не только соответствую-щие данные баланса, но и данные счетов аналитического учета и первичные до-кументы. В этом случае анализ может быть исчерпывающим, и на его основе будут даны четкие и ясные указания по ликвидации дебиторской и кредитор-ской задолженности. Общие суммы дебиторов и кредиторов сравнивают между собой и находят превышение их по дебиторам над кредиторами или, наоборот, по кредиторам над дебиторами. При этом из состава кредиторской задолженно-сти исключают те суммы задолженности поставщикам по акцептованным и не оплаченным в срок расчетным документам, которые были учтены при характе-ристике состояния нормируемых оборотных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.