Детей с опережающим темпом развития трудно учить и трудно воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро, чем другие, реагируют на окружающее. Наиболее развитый дошкольник нередко бывает «возмутителем спокойствия» в детском саду. Он старается полностью овладеть вниманием взрослых, добиваясь каких-либо совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. Понятно, что воспитателю не следует излишне потакать такому ребенку. Но нельзя и подавлять его. Исследования психологов показывают, как благотворно влияет на интеллект детей высокий уровень активности и, наоборот, как тормозится умственный подъем, если ребенок вял, пассивен, безынициативен. Американские психологи советуют: «Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Многие ожидают, что такие дети станут лучше всех обучаться, но в большинстве случаев, в нашей отечественной системе обучения, именно одаренным детям, наиболее любознательным, становится скучно: они уже знают то, что другие только осваивают. Чаще всего им приходиться прибывать в безделье, а когда это надоедает - начинают разговаривать, баловаться, как следствие им делают замечания, записи в дневнике, вызывают родителей; в итоге получается, что именно дети с высоким уровнем развития чаще всего нарушают порядок занятий - это в свою очередь, вызывает неприятие у педагога. Специфические трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Одаренный ребенок не такой, как все, он далек по интересам, по уровню и темпу своего умственного развития, по творческому складу от своих ровесников, ему ближе более старшие дети и даже взрослые. В группе же нередко он выделяется среди других, за что и получает обидные прозвища, его все отторгают от себя.
Эти проблемы приводят к тому, что талантливый ребенок начинает стремиться быть «как все» - избегает обнаруживать себя самым знающим или старательным, становиться менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Но бывает и наоборот, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.
Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи. Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими детьми. Отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно еще только формируется.
Психологи рекомендуют соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одаренного ребенка со сверстниками, также наделенными высокими способностями. Это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искаженного представления о собственной исключительности. Родители должны позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости, приучать с раннего детства «нормально» реагировать на неудачи.
Это все, что касается одаренных детей, находящихся в обычной группе, а как же обстоит дело в группе, состоящей из одних талантов, отличны ли их взаимоотношения и проблемы?
Ягловской Е. и Научно-исследовательским Центром семьи и детства были проведены исследования взаимоотношений в группе одаренных детей с помощью методик «выбор в действии», «два дома» и др. (87. 47). Обычно выделяют четыре подгруппы детей - «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». В экспериментальной группе не отмечена последняя, а количество детей первых двух превышало средние показатели обычных ДОУ. Этот факт свидетельствует о доброжелательности одаренных детей к сверстникам. Отмечены также относительно благополучные игровые отношения: дети поддерживают наиболее интересную с их точки зрения игру или ее вариант, а руководство осуществляют не только предложивший игру ребенок, но и другие дети.
Некоторые личностные особенности детей (любопытство в сочетании с живостью, стремление выполнить несколько заданий одновременно) негативно влияют на отношение к ним взрослых. Уровень умственного развития одаренного ребенка может быть выше, чем у педагога, не всегда взрослый для таких детей безусловный носитель социальных норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергаются критическому анализу. Не каждого педагога устроит такая ситуация, а только мудрого, понимающего, творческого, способного гибко адаптироваться в данной группе.
Все это позволяет сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.
Очень распространено мнение о том, что одаренные дети - это те, кто лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность - другая личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.
1.2.4. Обучение и воспитание художественно одаренных детей.
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.
В искусстве не может быть оценки «правильно - неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма - адекватного изображения чисто объективных отношений?
Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.
В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:
1. Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.
«Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)
2. Обучение способам изобразительной деятельности.
«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится - ведь никто не знает, что должно получится - «Это все я сам сделал!»… » (30. 48)
3. Развитие творческого воображения.
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.(52. 84. )
4. Развитие коммуникативности.
«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь - первый союзник рисования. » Мухина В.С. (3 .79)
На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:
· Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.
· Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.
· Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.
· Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Рассмотрим более подробно каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.
Последнее время педагоги стали употреблять наряду с термином индивидуальный подход такую дефиницию как персонификация воспитания. Под персонификацией понимается «сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления).» (77, 86) Говоря проще, все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19