Рефераты. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Детей с опережающим темпом развития трудно учить и трудно воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро, чем другие, реагируют на окружающее. Наиболее развитый дошкольник нередко бывает «возмутителем спокойствия» в детском саду. Он старается полностью овладеть вниманием взрослых, добиваясь каких-либо совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. Понятно, что воспитателю не следует излишне потакать такому ребенку. Но нельзя и подавлять его. Исследования психологов показывают, как благотворно влияет на интеллект детей высокий уровень активности и, наоборот, как тормозится умственный подъем, если ребенок вял, пассивен, безынициативен. Американские психологи советуют: «Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Многие ожидают, что такие дети станут лучше всех обучаться, но в большинстве случаев, в нашей отечественной системе обучения, именно одаренным детям, наиболее любознательным, становится скучно: они уже знают то, что другие только осваивают. Чаще всего им приходиться прибывать в безделье, а когда это надоедает - начинают разговаривать, баловаться, как следствие им делают замечания, записи в дневнике, вызывают родителей; в итоге получается, что именно дети с высоким уровнем развития чаще всего нарушают порядок занятий - это в свою очередь, вызывает неприятие у педагога. Специфические трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Одаренный ребенок не такой, как все, он далек по интересам, по уровню и темпу своего умственного развития, по творческому складу от своих ровесников, ему ближе более старшие дети и даже взрослые. В группе же нередко он выделяется среди других, за что и получает обидные прозвища, его все отторгают от себя.

Эти проблемы приводят к тому, что талантливый ребенок начинает стремиться быть «как все» - избегает обнаруживать себя самым знающим или старательным, становиться менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Но бывает и наоборот, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи. Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими детьми. Отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно еще только формируется.

Психологи рекомендуют соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одаренного ребенка со сверстниками, также наделенными высокими способностями. Это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искаженного представления о собственной исключительности. Родители должны позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости, приучать с раннего детства «нормально» реагировать на неудачи.

Это все, что касается одаренных детей, находящихся в обычной группе, а как же обстоит дело в группе, состоящей из одних талантов, отличны ли их взаимоотношения и проблемы?

Ягловской Е. и Научно-исследовательским Центром семьи и детства были проведены исследования взаимоотношений в группе одаренных детей с помощью методик «выбор в действии», «два дома» и др. (87. 47). Обычно выделяют четыре подгруппы детей - «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные». В экспериментальной группе не отмечена последняя, а количество детей первых двух превышало средние показатели обычных ДОУ. Этот факт свидетельствует о доброжелательности одаренных детей к сверстникам. Отмечены также относительно благополучные игровые отношения: дети поддерживают наиболее интересную с их точки зрения игру или ее вариант, а руководство осуществляют не только предложивший игру ребенок, но и другие дети.

Некоторые личностные особенности детей (любопытство в сочетании с живостью, стремление выполнить несколько заданий одновременно) негативно влияют на отношение к ним взрослых. Уровень умственного развития одаренного ребенка может быть выше, чем у педагога, не всегда взрослый для таких детей безусловный носитель социальных норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергаются критическому анализу. Не каждого педагога устроит такая ситуация, а только мудрого, понимающего, творческого, способного гибко адаптироваться в данной группе.

Все это позволяет сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.

Очень распространено мнение о том, что одаренные дети - это те, кто лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность - другая личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.

1.2.4. Обучение и воспитание художественно одаренных детей.

Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.

В искусстве не может быть оценки «правильно - неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма - адекватного изображения чисто объективных отношений?

Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:

1. Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.

«Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)

2. Обучение способам изобразительной деятельности.

«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится - ведь никто не знает, что должно получится - «Это все я сам сделал!»… » (30. 48)

3. Развитие творческого воображения.

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.(52. 84. )

4. Развитие коммуникативности.

«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь - первый союзник рисования. » Мухина В.С. (3 .79)

На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:

· Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.

· Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.

· Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.

· Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Рассмотрим более подробно каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение - отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Воображение малыша остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало его, увлекло и поразило. В 5 - 7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Савенков А.И. выделяет следующие особенности развития воображения у детей 5-7 лет:

· Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

· Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

· Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. К основным могут быть отнесены следующие: агглютинация (соединение разнородных частей), аналогия (ассоциирование), преувеличение (преуменьшение), акцентирование (выделение главного), типизация.

· Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.

Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников:

· Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией

· Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски

· Переход от схематического к реалистическому изображению

· Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.

· Смешанные проекции в рисунке

· Богатая тематика рисунков

· Использование в работе большого количества материалов, техник

· Практическая направленность продуктивной деятельности.

· Стремление к экспериментированию с различными материалами

· Специфичность цветовых решений

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно связано с речью, т.к. в речи оформляется процесс рассуждения.

Выготский Л.С. выделил особенности развития познавательных процессов:

· Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

· Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

· Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

· Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

· Ребенок переходит от использования готовых связей и открытию более сложных

· Возникают попытки объяснить явления и процессы.

· Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые взаимосвязи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.

· Оригинальность, гибкость, продуктивность мышления

· Высокая концентрация внимания

· Хорошая зрительная память.

Общение пронизывает все сферы деятельности, как взрослого человека, так и ребенка дошкольного возраста. Термин «общение» рассматривается многими науками, в том числе педагогикой и психологией. Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Особенностью общения детей 5-6 лет является то, что личностные контакты начинают преобладать. Но в то же время ребенок все еще «занят своими делами», т.е. разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. Это особенно актуально для одаренных детей, т.к. каждый из них любознателен, имеет массу идей и собственный подход по любому вопросу. Следовательно, взрослому в этот возрастной период необходимо формировать умение слушать и слышать своего сверстника, сопереживать ему, не менее важным моментом является формирование умения договариваться в группе, подчиняться общим правилам ради достижения лучших результатов в поставленной цели. Для наиболее эффективного воздействия на ребенка, взрослый должен опираться на ведущую деятельность этого возраста - игру, частью и условием которой является общение.

Лисина М.И. (68. 24) выделяет следующие особенности общения одаренных дошкольников со сверстниками:

· Яркая эмоциональная насыщенность

· Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких правил и норм

· Преобладание инициативных высказываний над ответными

· Богато по своему назначению и функциям: управление действиями партнера и контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой.

· Нонконформизм, эгоцентризм, не способность понять и принять мнения и чувства других.

· Стремление к лидерству.

Важнейшей особенностью одаренных детей является то, что им не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, гораздо продуктивнее и интересней будет самостоятельное получение знаний. Главным будет являться не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Петровский В.А. предложил следующие принципы построения предметно-развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

· Установление контакта между детьми и взрослыми

· Использование разновысокой мебели

· Поиск комфортной дистанции взаимодействия индивидуально для каждого ребенка, а также в зависимости от ситуации

2. Принцип активности.

· Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств

· Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи

· Создание реальных условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности

· Создание условий для того, чтобы ребенок мог сам менять цвето-световой дизайн, звуковой дизайн

3. Принцип стабильности - динамичности.

· Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»

· Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

· Возможность построения непересекающихся сфер активности детей, одновременное занятие разными видами деятельности, не мешая друг другу

· Использование трансформирующихся перегородок, встроенных шкафов, откидных полок, разнофактурных настилов

· Среда должна представлять единый комплекс - цветовой, звуковой, кинестетической модальностей.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

· Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией импульсов дезориентирует его

· Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

· Размещение экспозиций, выставок в рекреациях, лестничных пролетах. Наличие в интерьере не только произведений искусства различных жанров, но и собственных рисунков детей

7. Принцип открытости - закрытости.

· Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость своему «Я», собственному внутреннему миру

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

· Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек

· Возрастной подход заключается в специфической реализации сформированных выше принципов для каждого возраста индивидуально.

Применительно к окружающей среде художественно одаренных детей можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.

Таким образом, обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

Одаренные дети, это дети, отличающиеся от сверстников. Значит, обучать и воспитывать их нужно с учетом их индивидуальных особенностей. Изучением данной проблемы занималась Ковальчук Я.И. , ею определена сущность, разработана технология индивидуального подхода. Встает вопрос об использовании индивидуального подхода в развитии высокого уровня способностей у одаренных детей, в особенности художественно одаренных.

1.2 Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике.

1.2.1 Сущность индивидуального подхода к детям.

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша - это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы.

Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог - ученик», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Последнее время педагоги стали употреблять наряду с термином индивидуальный подход такую дефиницию как персонификация воспитания. Под персонификацией понимается «сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления).» (77, 86) Говоря проще, все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.