аккуратности в работе со средствами: красками, карандашами, ножницами, клеем (рисовать плавные безотрывные контуры, закрашивать их, рисовать многослойные акварельные рисунки и ждать, пока высохнет каждый слой).
Дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания - рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.
Учить рисовать романтические рисунки (цветы, животных, человека).
Расширять кругозор, обращая внимание на форму, на детали.
Лучевникова Любовь (5 лет 7 месяцев).
Любовь - человек настроения. Делает все красиво и нетрадиционно только тогда, когда этого хочет сама. Насильно, уговорами заставить невозможно выполнить ни одно задание. Очень впечатлительна и обидчива.
Оригинальные рисунки по замыслу. Аккуратна, передает все детали. Цвет нетипичен, в основном яркие и светлые тона. Может несколько раз перерисовывать до лучшего варианта. Рисунки «говорящие», эпитеты, характерные черты подчеркивает цветом, позой, композицией (например, рисунок на тему «Зайчишка-трусишка» - рисует желтого зайца, а сзади стоит огромный черный медведь, темно, нависшие облака, тучи).
Рекомендации:
Учить быть более независимой от своего настроения, делать то, что нужно, а не только то, что хочется.
Более спокойно реагировать на замечания, критику.
Обращать внимание на форму и детали, более детализировать рисунки, цвета, если не говорящие, то соответствующие действительности.
Не уговаривать, но и не заставлять, более жестко обозначать требования - это не просьба, а необходимость.
Уметь принимать свои ошибки, не обижаться, а исправлять их.
Гончаревич Настя (5 лет 4 месяца).
Ребенок по натуре спокойный, не лидер - но за большинством не пойдет. Широкие интересы, не останавливается на достигнутом, постоянная жажда знаний, не поверхностное, а углубленное изучение интересующей темы.
Техника изображения и аккуратность исполнения слабоваты. Предметы не висят, лист заполнен полностью. Старается в задании найти яркий отличительный признак и его изображать. Рисунки динамичные, богатый сюжет. В картинках отражает собственное видение мира, свои интересы, ассоциативное мышление (Нарисуй подарок - рисует цветы). К анализу, критике относится нормально, но редко воспринимает и переделывает, не учитывает ошибки на будущее.
· Обратить внимание на технику изображения животных, растений, человека.
· Учить рисовать аккуратно, чтобы линии были плавными, непрерывистыми, давать задание на рисование контуров без отрыва карандаша от бумаги.
· Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую деталь, не торопиться.
· Расширять кругозор, с обращением внимания на детали предметов, силуэты, формы, различные вариации одного явления или объекта.
· Необходимо детальное объяснение, обсуждение замысла, помощь в ходе работы - «Можно сделать еще и вот так…».
· Учить прислушиваться к замечаниям и исправлять ошибки - «Разве эта машина доедет до места? Давай подумаем и нарисуем настоящую…».
Шулаева Каролина (5 лет 3 месяца).
Живой, подвижный ребенок. Старается быть в центре внимания. Очень боится порицания, сказать или сделать что-то неправильно, из-за чего не может раскрыться в полной мере. Воспринимает свою ошибку как личную трагедию. Очень чувствительна и впечатлительна, но быстро забывает и «отходит».
Рисунки чаще романтической темы. Лист заполнен, предметы не висят, есть сюжет, композиция, перспектива. Свое видение мира, все задания интерпретирует по-своему, стремится сделать не так, как у других. Цвет «говорящий», оттенки преобладают светлые, яркие. Предмет один (нет нескольких вариаций), но тщательно детализированный и дополнен композицией, фон обязателен. Рисунки аккуратные, с передачей основных деталей, мимики, жестов. Динамичные рисунки.
· Развивать словесное творчество (рисунки оригинальные, но необычно их назвать затрудняется).
· Учить воспринимать свои ошибки и исправлять их.
· Более спокойно относиться к неудачам, давать возможность подумать еще и переделать, не говорить, что неправильно, а подсказать (например, на необходимость ремонта машины).
· Повышать самооценку девочки, убеждать ее в собственной правоте.
· Учить высказывать свое мнение, пусть даже неправильное, отстаивать собственную точку зрения , доказывать свою правоту ( «Я так думаю потому, что…).
· Необходимо дать только задание. Меньше подсказывать, навязывать свое мнение.
Чусовитина Анна (5 лет 7 месяцев).
Тихая, редко бывает в коллективе, чаще одиночные игры с игрушками, если с кем-то, то не больше двух - трех детей. Долго и внимательно слушает задания, никогда ничего не спрашивает. Замкнута и молчалива.
Рисунки шаблонные, рисует «правильно». Расположены предметы по центру. Нет сюжета, есть лишь заданный объект - аккуратно выполненный, детализированный, но без связи с окружающей средой, отсутствие композиции, фона, сюжета. Рисует только то, что конкретно прозвучало, без творческого осмысления. По замыслу - чаще то, что трудно понять, сама никак не комментирует свои рисунки. Цвет типичен. Рисунки однотипные, рисует то, что хорошо получается ( на тему «Домашние животные» нарисовала 6 одинаковых зайцев).
· Воспитывать чувство коллективизма, больше привлекать к общим играм, совместным творческим делам и заданиям.
· Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.
· Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи. Расширять кругозор, обращая внимание на отличительные признаки, основные формы, включенность предмета в общую композицию.
· Обратить внимание на технику изображения человека( пропорции, части тела), на контуры, форму листьев, животных, на перспективу, чтобы предметы не висели, на
аккуратность( давать задание на обведение без отрыва контуров и их
закрашивание).
· Необходимо спокойное развернутое объяснение, обсуждение замысла и возможные пути его реализации.
Итак, обобщенные результаты исследования приведены в сводной таблице результатов констатирующего эксперимента (См. таблицу 1)
По результатам опросника для родителей можно выделить троих детей, которые набрали от 20 до 23 баллов - Каролина, Лера, Люба - что характеризует их как сообразительных творческих детей. На следующей ступени дети, набравшие 15-19 баллов - Рома, Настя, Вова, Александр, Аня - сообразительны и находчивы, когда чем-то заинтересованы. Далее - Сергей, Александра - набравшие 9-14 баллов, которым по результатам многого не хватает для творчества. Отличает этот тест то, что родители не всегда бывают объективными, причем встречаются как завышение способностей, так и занижение. В совокупности с тестом педагога методика становится более правдивой, но педагог также не всегда объективен.
По результатам анкетирования педагога, картина следующая: ближе всех к одаренным детям Каролина, затем Любовь, и далее по убывающей - Лера, Александр, Роман, Настя и др. Чем больше баллов набрал ребенок, тем выше его способности: одаренного ребенка характеризует оценка в 5 баллов, в данном исследовании до такой высокой планки не дотянулся никто, но оценка до 4 баллов представляет довольно высокий уровень способностей. Еще раз следует оговориться, что эти оценки в некоторой степени субъективны, и о подлинных результатах можно будет судить в совокупности с результатами тестирования самих детей.
Тестирование детей включало три методики, определяющие уровень развития творчества, изобразительных способностей по четырем показателям: оригинальность -
оценивается по специальным таблицам ухода от шаблонности; разработанность - детализация задания; беглость - количество заполненных стандартных заданий; название - выражается в словесном творчестве названия своего рисунка.
Наглядно результаты всего исследования можно проследить в лепестковой диаграмме (См. рисунок 4). Названия осей и границы показателей художественно одаренных детей можно проследить в следующей таблице:
№
Название оси
Границы
I
Количество баллов по опроснику родителей
20-23
II
Количество баллов по анкете педагога
4,2-5,0
III
Количество баллов за оригинальность
51-60
IV
Количество баллов за беглость
30-35
V
Количество баллов за название
13-15
VI
Количество баллов за разработанность
Не ограничено
От нулевой точки откладываем шесть заданных лучей с максимумами, затем соединяем точки границы в шестиугольник - закрашенная область есть показатели одаренного ребенка. Отмечаем на каждой оси показатели ребенка, затем соединяем. Если фигура лежит в закрашенной плоскости, то ребенок художественно одарен, чем ближе к максимуму, тем выше способности малыша.
В целом можно охарактеризовать уровень развития данной группы как хороший и достаточно высокий. Для более эффективного развития в художественном направлении, проследив некоторые общие тенденции, обобщая теоретические и практические психолого-педагогические условия по осуществлению индивидуального подхода, для детей данной группы можно дать следующие рекомендации:
· Больше уделять внимание технике изображения человека (пропорции, части тела), животных (пропорции, размеры, части тела, отличительные признаки, цвет).
· Расширять кругозор детей, обращая внимание на детали, соотношение между частями, окружающей средой в целом, учить переносить повседневный опыт в изображение.
· Давать задания по собственному творческому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).
· Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
· Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на сырой, мятой бумаге, рисование пальцами, ватой, колосками и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19